Работа няней >> Нянина копилка

Елочка без иголок, воспитание без принуждения и глажка без утюга

Содержание:

Вы с вашим подопечным уже готовитесь к Новому году? Конечно, ведь за оставшуюся пару недель так много надо сделать! Сегодняшние советы о том, как позаниматься с малышом на тему украшения елки, и о том, как подготовить праздничную одежду. Пребывание на улице мы советуем разнообразить с помощью игрушек, а отношения с ребенком строить, предоставляя ему больше самостоятельности. Попробуйте!

Играем на улице (9-18 месяцев)

А в руке его горит маленький фонарик!

Затянувшаяся осень оставляет все меньший выбор занятий на прогулке. А раз так, отсутствие идей можно компенсировать... новыми игрушками. Что же помимо привычных ведерка, лопатки и грузовичка стоит положить в сетку под коляской для вашего подопечного-ходунка (предварительно посоветовавшись с родителями)?

  • Мяч - такого размера, чтобы его было удобно пинать ногой, легкий и моющийся.
  • Детские грабельки на длинной ручке (ее можно удлинить самим) или метелку (можно сделать по принципу дворницких, из веток).
  • Каталочки на палке - начинающему ходить полезно возить что-то перед собой. Есть много пластмассовых (практичнее) и деревянных (оригинальнее) вариантов.
  • Тачку или, лучше, тележку с четырьмя колесами, которую можно катить перед собой, нагружать всем подряд, катать в ней игрушки. Сейчас больше распространены игрушечные коляски-трости для кукол - их любят и мальчики, и девочки. Но тележка, особенно для начинающего ходить малыша, - вне конкуренции.
  • Крупные пластмассовые кубики или деревянные брусочки (не обязательно правильной формы) для перевозки в тележке и строительства домиков - дети этого возраста обожают ломать что-то, построенное вами, да и сами не прочь кубик на кубик поставить.
  • Карманный фонарик. В нынешние бессолнечные дни и темные вечера им можно и позабавить малышей, пуская "зайчиков", и посветить, чтобы рассмотреть что-то в сумерках или разыскать потерявшуюся игрушку.

Играем дома (1,5-3 года)

Маленькой елочке холодно зимой

Совсем скоро в домах появятся зеленые красавицы-елочки. Если родители малыша много работают, именно вам и вашему подопечному предстоит нарядить живое или искусственное новогоднее дерево. Подготовить малыша к этому событию помогут следующие игры. Для них вам понадобятся заготовки - силуэты елочек из бумаги и картона размера А3 или А4.

Карандаши и краски. На листе плотной бумаги сделайте простой толстый (3-4 мм) контур елочки. Сначала можно сделать елочку зеленой (раскрасить мелками или гуашью), а затем "украсить игрушками" - ими будут капельки цветной краски, которую малыш нанесет пальчиком или кисточкой.

Пластилин. Можно вырезать силуэт елочки из зеленого картона и прилеплять сверху "игрушки" - расплющивать пальчиком разноцветные шарики и колбаски. А можно небольшую картонную елочку всю покрыть зеленым пластилином, размазывая его по поверхности, как бы раскрашивая, а уже затем лепить сверху "игрушки". Кстати, ими могут стать ненужные мелкие пуговички, бусинки; фасолинки, горошины и макаронинки.

Аппликация. Помимо картонной заготовки-елочки вам понадобятся еще вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры соответствующего размера - желательно те, с которыми малыш уже знаком. Прежде чем их наклеить в качестве украшений, займитесь сортировкой: попросите малыша украсить елочку только кружочками, или только квадратиками, или только красными фигурками, или только желтыми, и т.п.

Магниты. Можно вырезать елочку из бумаги и прицепить магнитом к холодильнику, а можно - нарисовать на магнитной доске фломастером. Украшайте имеющимися под рукой магнитами, также не забывая по возможности их сортировать.

Психология (3-5 лет)

Я устала, не могу, я вам завтра помогу

Мы уже говорили о ситуации "может, но не делает", которая часто выводит из себя родителей, да и некоторых воспитателей. Как же еще можно избегать так называемых конфликтов принуждения - то есть ситуаций, когда взрослому приходится заставлять малыш что-то делать, а самому ребенку это не нужно и не интересно?

Во-первых, полезно знать, что безразличием к повседневным делам часто страдают дети сверхопекаемые, которым предоставляют минимум самостоятельности. Тебя все равно умоют, расчешут, оденут, накормят - зачем же суетиться? Так что один из способов "взбодрить" малыша - постепенно, не резко переставать делать за него и хотеть за него. Передавать ему ответственность за те дела, с которыми он справляется и к которым еще не потерял интерес.

Во-вторых (и это неизбежно на пути снятия мелочной опеки), надо давать ребенку возможность встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия) - иначе ответственность, которую мы ему доверяем, будет не полной. Вот малыш стремится сам наливать себе сок в чашку из пакета. Пусть наливает, хотя есть риск, что прольет - на стол, на одежду. Случилась оплошность - вот тряпка, стол можно самому и вытереть, испачканную майку - самому переодеть (и постирать, если идти еще дальше). Согласитесь, это более социальное, ответственное поведение и менее конфликтное - никто никого не ругает за пролитое и испачканное.

Ну и в-третьих, нужные, но не очень занимательные дела можно "пристегивать" к тем, которыми ребенок занимается с удовольствием. Постановка игрушечных машинок в гараж превращается в уборку; малоприятный поход в поликлинику скрашивается чтением любимой книжки; складывание вещей и обуви на место обыгрывается сказочным сюжетом. Тренируйтесь сейчас - к более старшему ребенку понадобятся более творческие подходы в случаях "может, но не хочет".

Домоводство (5-8 лет)

Утюги за сапогами, сапоги за пирогами...

Если в ваши обязанности не входит собственно глажка, то есть если работодателю достаточно, чтобы вещи (детские или всей семьи) просто выглядели аккуратно, можно существенно сэкономить время на глажке. Каким образом?

  • Современные стиральные машинки с функцией сушки позволяют не гладить после них - белье и вещи получаются вполне расправленными, не жеваными.
  • Если стиральная машинка обычная, то все вещи из трикотажа (а сейчас таково большинство детской одежды) достаточно просто вынимать сразу после стирки (не держать в машинке сутки), хорошо расправлять, встряхивать и аккуратно развешивать, а после высыхания раскладывать по местам.
  • Нетрикотажные вещи тоже сушите хорошо расправленными, рубашки - лучше на плечиках.
  • Детские пеленки, полотенца, постельное и нательное белье, по последним представлениям гигиенической науки, в глажении не нуждаются - стерильная среда вокруг ребенка не добавляет ему здоровья, а наоборот - делает его иммунитет менее совершенным. В крайнем случае, можно все это стирать с кипячением - хотя тоже совсем не обязательно...
  • То, что нуждается в глажке - девичьи платьица и блузки, мужские и мальчиковые рубашки, парадные брюки - старайтесь гладить вскоре после высыхания. Лучше хранить в шкафу или гардеробной чистую выглаженную вещь на плечиках (при необходимости в одежном чехле), чем гору сложенного и неглаженного.
  • Занавески, особенно с добавлением синтетики, можно сразу, влажными, вешать на окно - отвисятся и будут как будто выглаженные.
  • Скатерти и полотняные салфетки лучше гладить чуть влажными, не давая им окончательно высохнуть - потом увлажнить их будет гораздо труднее.
  • Перед глажкой разложите вещи в соответствии с этикетками - сначала те, что надо гладить негорячим утюгом, затем все остальные, по мере устойчивости ткани к температуре. Сбрызните их водой или воспользуйтесь функцией отпаривания утюга.

Использованы материалы книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", журналов "Мама и малыш", "Аистенок"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных