Работа няней >> Нянина копилка

Капаем в ушки, сортируем игрушки и отправляемся на экскурсию

Содержание:

Почти все, что описано в сегодняшней "копилке", опытная няня знает и делает. Но и она найдет здесь для себя какие-то новые советы и забытые приемы. А няне неопытной полезно будет узнать, что: любой выход из дома может стать экскурсией; уборку за маленьким шкодой можно существенно облегчить; даже обычные игрушки малыша могут стать обучающими пособиями. Итак, за дело!

Домоводство (9 месяцев - 1,5 года)

Тряпки и тряпочки

Ежедневная легкая уборка далеко не всегда входит в обязанности няни, однако она неизбежна с малышом, который только начинает ходить, много времени проводит на полу и еще не очень аккуратно ест. Приступая к работе, уточните: что входит в ваши обязанности; где находится инвентарь для уборки и как им пользоваться; может ли малыш "помогать" вам и в каких видах деятельности (детям полезно видеть взрослых, занятых "взрослыми" делами, и посильно участвовать в этих делах). Перечислим необходимые обычно действия и расскажем, как их облегчить.

Детский стульчик для кормления, стол и пол около него удобно протирать сразу же, пока остатки пищи не присохли. Обычно раз в день приходится протереть полы на кухне. Для этих целей можно использовать как специальные изделия из нетканых материалов, имеющиеся в продаже, так и лоскуты из отслуживших свое вещей, которых немало скапливается в каждом доме. Последние можно использовать как одноразовые: вытер - выбросил. Они же нужны в случае, если ребенок находится дома без подгузника, и на полу оказываются результаты "больших" и "малых" делишек.

Для большой прихожей удобно иметь современную швабру с впитывающей насадкой, функцией отжима и ведро к ней - но только в том случае, если есть, где все это хранить в рабочем состоянии и недоступным для малыша. В маленькой прихожей проще будет протереть полы после вечерней прогулки обычной тряпкой.

Старайтесь не использовать для влажной уборки средства, убивающие микробы, - гели и порошки с хлором и т.п. - за исключением сантехники, конечно. Дело в том, что обеззараживая таким образом дом, мы лишаем ребенка возможности сформировать адекватный иммунитет, столкнуться с необходимым числом микроорганизмов. Кроме того, дети, вокруг которых создают стерильную обстановку, чаще страдают аллергическими заболеваниями. А любые присохшие загрязнения и налеты хорошо оттираются с обычной пищевой содой.

Время от времени приходится оттирать то следы цветного карандаша со стены, то "пальцы" с зеркала? Запаситесь (если этого не водится у хозяйки) специальной тряпочкой с легким абразивным эффектом (можно не использовать чистящих средств), после которой ко всему прочему на стеклах не остается "разводов". Эта же тряпка хороша для пыли - потом ее достаточно просто сполоснуть. Вообще для пыли правильнее использовать шерстяную тряпочку (она притягивает частички пыли), а после уборки не вытряхивать ее, а прополаскивать ее и сушить.

Здоровье (1,5-3 года)

Уши и компрессы

Уход за детьми с отитом обычно складывается из двух частей, и обе они могут выпасть на долю няни: надо проводить лечебные процедуры, облегчая состояние малыша, - и не давать ему концентрироваться на боли разными педагогическими уловками.

Чаще всего при отите врач прописывает ребенку компресс и ушные капли, иногда лекарства назначаются и внутрь.

Как закапать в ухо. Нагрейте пипетку под струей горячей воды. Наберите каплю и капните для начала себе на запястье, чтобы не обжечь малыша. Закапайте в каждое ухо нужное количество капель (обычно 1-2). Удобно, когда голова ребенка лежит у вас на коленях. Промойте пипетку.

Как сделать компресс. В квадрате мягкой ткани (лен, х/б) сделайте вертикальный надрез, смочите ткань жидкостью для компресса (она должна быть теплой, не горячей) и наденьте на ухо ребенка. Сверху положите еще одну тканевую салфетку, затем квадрат кальки или компрессной бумаги. Если компресс согревающий (водка, растительное масло, водка пополам с растительным маслом), сверху кладут "подушечку" из ваты и завязывают косынкой. Если компресс оттягивающий (камфарное масло пополам с разогретым сливочным; смесь из меда-муки-воды в равных пропорциях), то ваты не нужно, а поверх косынки можно надеть шерстяную шапочку или платок. Внимание: если у ребенка начала расти температура, согревающий компресс снимают.

Ушную боль редко удается снять быстро, и малыш будет чувствовать себя лучше за каким-то занятием и непременно рядом с вами. Не заставляйте его лежать (горизонтальное положение обычно усиливает боль), можно удобно устроить ребенка полусидя в подушках. Читайте его любимые книжки, поднимающие настроение; устройте что-то вроде мини-спектакля здесь же, на одеяле. "Артистами" могут быть куклы на руку (бибабо), мелкие игрушки ребенка (куколки, машинки) и просто пальцы вашей руки с нарисованными мордашками. А вот занятия типа рисования, собирания картинок или игры в конструктор могут быть болеющему ребенку не по душе - не настаивайте.

Играем на улице (3-5 лет)

Прогулка и экскурсия

Дети этого возраста активно интересуются миром взрослых, у них появляются сюжетно-ролевые игры (в парикмахера, в магазин), поэтому важно любой поход в общественное место - в сберкассу, на почту, в поликлинику - превратить в подобие маленькой экскурсии. Чем же будет отличаться поведение няни-"экскурсовода" от поведения обычного взрослого, идущего по своим делам и прихватившего с собой ребенка?

  1. Если взять малыша с собой в магазин или на почту - ваша инициатива, обязательно заранее получите разрешение родителей ребенка. Если они против - возможно, согласятся на знакомство ребенка под вашим присмотром с ближайшей детской библиотекой или музеем.
  2. Собираясь выходить из дома, расскажите ребенку о том, куда вы идете, для чего это нужно, как называются люди, работающие в этом месте, что вы будете там делать. Например, в ситуации с почтой: "Твоей маме пришла посылка с книгами. Она лежит на почте, ее туда привезли на поезде, а потом на машине из другого города. Посылка тяжелая, поэтому почтальон не мог сам принести ее нам. Работник почты выдаст нам посылку, а я распишусь, что получила ее. Еще на почте можно отправлять письма, подписываться на газеты и журналы, покупать конверты и открытки. Мы с тобой тоже выберем открытки к Новому году". Ответьте на вопросы малыша.
  3. На "экскурсии" дайте ребенку осмотреться (в преддверии Нового года это будут соответственно украшенные интерьеры, дети любят обращать на это внимание). Старайтесь комментировать свои действия и действия работающего с вами персонала. По возможности дайте малышу поучаствовать "в процессе" - получить в свои руки посылку, передать мастеру обувь для починки и т.п.
  4. Освободившись, немного понаблюдайте за работой служащих: как прибивают набойки в обувной мастерской; взвешивают овощи в магазине; упаковывают посылку на почте. Ответьте на вопросы ребенка.
  5. Пусть малыш расскажет домашним о том, куда он с вами ходил и что там видел. Хорошо, если ребенок сам начнет рассказ, но можно стимулировать его наводящими вопросами.
  6. Во время "экскурсии" избегайте большого скопления людей, очередей и т.п. Лучше прийти в другой раз.

Играем дома (5-8 лет)

Нужное и лишнее

Для успешного обучения в школе ребенку полезно хорошо разбираться во всевозможных признаках предметов, уметь обобщать их в группы, выделять лишнее. Покажем, как научить делать это и перейти от реальных предметов и картинок к понятиям.

  1. Один из первых опытов сортировки предметов по признакам дети получают, раскладывая по местам игрушки: вот здесь у нас деревянный конструктор, здесь пластмассовые кубики ЛЕГО, эта коробка для машин, а эта - для кукольной посуды. Время от времени вы можете сами организовать игру. Для начала выберите 4-5 предметов по одному признаку (цвет, или материал изготовления, или форма и т.п.) и добавьте 1-2 предмета для контраста. Скажем, красные кубик, деталь от конструктора, машинка, фишка от настольной игры и пара игрушек другого цвета. Малыш должен убрать лишнее, объединить предметы в группу и объяснить, почему он это сделал. Постепенно, по мере совершенствования навыка, добавляйте предметов - так, чтобы их можно было разделить на две группы или вообще рассортировать несколько раз - по разным признакам. То же самое можно делать с любыми вещами: магнитами на холодильнике (выбери только круглые, или одного какого-то цвета, или с глазками и т.п.), предметами одежды, карточками от лото, знакомыми книжками…
  2. Изготовьте простое пособие: вырежьте из цветной бумаги квадраты, треугольники и круги трех размеров и трех разных цветов, всего получится 27 фигур. Выложив на стол сначала 4-5 фигур, а потом и больше, действуйте так же, как и с игрушками: попросите убрать лишнее и объяснить, что общего у оставшихся фигур. Это будет или цвет, или размер, или форма. Сначала малыш будет выполнять задание вручную, а потом просите его просто объяснить, что нужно сделать. Если ребенок выполняет задание любой сложности, добавляйте новые фигуры (овал, прямоугольник, ромб и т.п.) и новые цвета.
  3. На этом этапе можно уже играть и в речевые игры "Что лишне?". Начинайте с перечисления 4 предметов (например: стул, стол, шкаф, шапка). Малыш должен определить лишнее на слух и дать обобщающее слово для оставшейся группы (мебель). Не усложняйте игру раньше времени и каждый раз старайтесь закончить, пока еще сохраняется интерес - пусть это доставляет ребенку удовольствие и он сам вспоминает о том, чтобы поиграть еще!

Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", журнала "Аистенок".


[Методические материалы]



Отправить свой рассказ

Комментировать


© 2002-2017, Бонна.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35953
АЛП-Медиа, bonna@alp.ru, http://www.bonna.ru
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов.
Права авторов и издателя защищены.
Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.