Работа няней >> Нянина копилка

Коробки с дырками, конструктор для ног и потерявшиеся звуки

Содержание:

"Как же просто! Я же все это знаю!" - скажет даже не очень опытная няня, прочитав сегодняшние советы. Но для того и придумана наша "Нянина копилка", чтобы напоминать забытое и раскладывать по полочкам известное. Такая инвентаризация знаний. Сегодня добавляем в "Копилку" коробки-копилки, речевые игры и упражнения при плоскостопии, а также советы по приведению в порядок... обычной плиты.

Играем дома (9 месяцев - 1,5 года)

Пропихиваем в отверстие

Для того чтобы познакомиться с основными геометрическими фигурами и телами, малышу первых лет жизни прежде всего нужно их... ощупать. Незаменимая игра для развития мелкой моторики и представлений о формах предметов - проталкивание различных предметов (вкладышей) в соответствующие им отверстия. Автор множества развивающих игр Лена Данилова назвала эту игру "Коробки-копилки", а пособия для нее предлагает изготавливать самостоятельно.

Для этого понадобится картонная коробка или жестяная или пластмассовая банка с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.). В крышке проделываются отверстия (одно или несколько), точно соответствующие предметам для вкладывания. Хорошо, если последние будут поначалу одной формы и одного размера, затем нескольких размеров, затем нескольких форм - малыш постепенно будет учиться соизмерять величину и форму предмета-вкладыша с отверстием.

Износившуюся ил "морально устаревшую" коробку легко заменить. Вкладышами могут служить: цилиндры, изготовленные из гладкой, круглой в сечении палки; баночки от фотопленки без крышки; небольшие шарики (как от пинг-понга); коробочки от "киндер-сюрпризов"; крышки от старых фломастеров; макаронины разной формы; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; любые фигуры, вырезанные из пеноплена (туристический коврик).

Игра замечательна еще и тем, что учит ребенка самостоятельности.

Домоводство (1,5-3 года)

Чистим до блеска

Если вы не просто работаете няней, но и отчасти ведете домашнее хозяйство в семье своего воспитанника, мытье плиты часто становится одной из ваших обязанностей. Дело это трудоемкое (если "домашний очаг" пребывает в запущенном состоянии), но можно его несколько облегчить. Вот несколько советов.

Спрашивайте. Если поддержание чистоты плиты входит в ваши обязанности или если вы хотите взять на себя этот труд добровольно, обязательно поинтересуйтесь, что из моющих средств подходит для данного чуда техники, а что нет. На сегодняшней кухне можно встретить что угодно - от потрепанной газовой плиты до современной жарочной панели, и способы ухода тоже будут разными. Самое страшное, но не единственное зло - абразивные порошки, оставляющие следы на эмали, и жесткие мочалки или щетки. Самое нейтральное средство - пищевая сода. Но лучше пользоваться тем, что обычно применяет сама хозяйка.

Не запускайте. Значительно легче (и по времени, и по трудозатратам) поддерживать чистоту плиты ежедневно, а не от случая к случаю. Возьмите за правило после каждой готовки, пока поверхность между конфорками еще теплая, но уже не огненная, протирать ее, можно даже без моющего средства - в таком состоянии плита хорошо отдает "лишнее". Непременно сделайте это, если что-то жарилось с брызгами жира - мясо, рыба, картофель. А можно в целях поддержания чистоты перейти на жарку и тушение в духовке - когда с вами дома маленький ребенок, это даже удобнее.

Замачивайте. Если вам досталась плита в запущенном состоянии, первым делом "замочите" ее - обильно смажьте все поверхности разведенным моющим средством. Спустя минут 10-15 часть загрязнений растворится, часть отмокнет - и отмыть все это будет намного легче.

Защищайте руки. Подобные работы, особенно с активными моющими средствами, лучше делать в резиновых перчатках. Нежные, мягкие, без запаха хлора руки вам еще понадобятся, чтобы приласкать малыша.

Здоровье (3-5 лет)

Укрепляем стопы

Если вашему воспитаннику поставили диагноз "плоскостопие", это значит, что его стопы испытывают деформацию, при которой свод стопы уплощается, понижается. Для таких детей полезны упражнения, которые учат стопу работать правильно, задают посильные нагрузки в нужном направлении. Вот какие элементы вы можете ненавязчиво включить в домашние игры или комплекс гимнастики (выполняются босиком).

  1. Малыш сидит на стуле, ступни на полу. Поджимаем пальцы стоп (3-5 раз); не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимаем ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола, приподнимаем пятки (3-5 раз).
  2. Ребенок сидит на стуле, одна его ступня опирается о небольшой мяч, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачиваем его влево-вправо, вперед-назад. Меняем ноги и повторяем упражнение. Теперь захватываем мяч ногами и удерживаем его на весу, потом опускаем на пол, так повторяем 3-5 раз.
  3. Ребенок сидит на стуле, возле которого разбросаны мелкие предметы (детали детского конструктора, камешки, маленькие машинки), небольшой платок, скалка. Малыш должен кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку.
  4. Ходить по комнате разными способами: на носочках; косолапя, как медведь; на внешних краях стоп; след в след по нарисованной на полу черте.

Также полезно лазить по перекладинам детского спорткомплекса, ходить по гимнастической доске (или положенному на пол бруску шириной 15-20 см), ходить по неровной, бугристой, шероховатой поверхности (плетеный коврик из натурального волокна).

Играем на улице (5-8 лет)

Ищем звуки

Вам частенько приходится куда-то перемещаться со своим подопечным: идти на кружок, или ехать из школы, или просто дойти до парка, где уже можно бегать и играть вволю. Провести время в дороге без нервотрепки и одергиваний - и с пользой для развития фонематического слуха (способности слышать и различать звуки речи) помогут простые речевые игры. Они подойдут и для дошкольника, и для младшего школьника.

  1. Рифмовки. Вместе с ребенком декламируете что-то вроде:
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
    Вам цветочек покажу
    Первую строчку можно доверить малышу, а вторую придется на ходу сочинять (или вспоминать) вам. Используем звукосочетания с теми согласными, которые ребенок умеет произносить, но не всегда делает это правильно: часто это шипящие и свистящие звуки. С одним согласным используем весь ряд возможных гласных:
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа,
    Как-то встретил я ежа.
    Потом, когда игра будет хорошо освоена, можно поменяться ролями.

  2. В слова. Задача этой модификации популярной игры - хорошо научиться различать мягкие и твердые варианты одного звука, например, С и СЬ. Сначала собираем слова, начинающиеся, например, на С твердый: слон, собака, скамейка и т.п. Одно слово произносите вы, другое - ребенок. Потом то же самое - на мягкий СЬ: синица, семечки, сестра. Очень важно по ходу дела объяснять ребенку смысл слов, которые вы используете, а он еще не знает.
    Затем можно играть собственно "в слова": вы называете слово, а малыш ищет такое, которое начинается с последнего звука вашего. Здесь тоже будет важно следить за твердостью-мягкостью последнего согласного: так, после слова ТРАКТОР нельзя сказать РЕДИСКА - РЬ в начале слова там мягкий.
  3. Есть такой звук! Выбираете любой согласный звук и "ищете" его в произносимых словах. Вы медленно называете любые слова, где выбранный звук присутствует или нет, а ребенок должен хлопнуть в ладоши (топнуть, махнуть рукой), когда его услышит. Время от времени меняйтесь ролями и делайте ошибки - дети это любят!

Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", журнала "Мама и малыш", журнала "Наш малыш"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных