Работа няней >> Нянина копилка

Короткие слова, длинные гирлянды и непревзойденный винегрет

Содержание:

Сезон - существенная вещь для няни. Чем заняться на улице, если давно пора на санках кататься, но снега нет, а во все осенние игры уже переиграли? Какую деятельность избрать в качестве подготовки к Новому году? Винегрет - тоже сезонное блюдо, а вот учить малыша говорить надо и зимой, похожей на осень, и весной, похожей на зиму, - только тогда будет результат.

Развитие речи (9-18 месяцев)

"Ав-ав", "ко-ко" и "ки"

Малыш 9-12 месяцев - благодарный слушатель и наблюдатель. А все потому, что к концу первого года жизни в работе головного мозга ребенка появляются новые функции отвлечения и обобщения. Так, слово "кукла", или "ляля", начинает обозначать любую куклу, слово "собачка", или "ав-ав", - любую собаку. Учитывайте это, показывая малышу на прогулке животных, птиц, машины и т.п., предлагая поочередно разные игрушки, изображающие одно животное (например, разных игрушечных собачек).

Ребенку в этом возрасте уже под силу многие действия с предметами - он может выложить по одному кубики из коробки, разобрать пирамидку, матрешку. Важно озвучивать эти действия ("возьми", "положи"), побуждать малыша делать что-то по вашей просьбе ("Принеси няне кубик. Да, принеси кубик. Петя принес няне кубик. Вот молодец!").

В процессе обогащения пассивного словарного запаса малыш стремится повторять знакомые лепетные слова за взрослым. Чтобы развить это умение, обязательно реагируйте на указательный жест малыша - называйте то, на что он показывает. Когда в речи появятся короткие слова, важно использовать прием дополнения и развития мысли. Так вы быстрее перейдете к следующему этапу развития ребенка - фразовой речи. "Ки!" - скажет ребенок, указывая на кошку, а вы договорите за него, превращая сказанное в предложение: "Да, это киса. Киса говорит: "Мяу!".

Воспитатели и родители часто задаются вопросом: нужно ли "сюсюкать"? Ответ прост: всему свое время. Когда малыш начинает говорить, мы, невольно подражая и помогая ему, сами начинаем употреблять: "Бах!", "Ам-ам!", "Ни-ни", "Ко-ко". Сами того не осознавая, мы развиваем этим приемом речь малыша - обучая его тем формам слов, которые пока ему доступны. Такой язык не вреден, а необходим ребенку. По мере того как его произносительные возможности будут развиваться, малыш сам начнет переходить к более сложным формам слов, отказываясь от подобных звукокомплексов. И мы должны будем от них отказаться тоже.

Домоводство (1,5-3 года)

Такой вот винегрет

Все умеют готовить это полезное и истинное зимнее блюдо, а пробовали ли вы делать это вместе с малышом? Пожалуй, для того чтобы научиться резать ножом, лучшего материала, чем вареные овощи, не найти. А чистка отварных картошки, морковки от кожуры - прекрасная тренировка пальчиков. И еще один секрет: дети-малоежки именно в процессе приготовления блюда могут разохотиться и съесть свою порцию свеклы, например. Так что если родители малыша не возражают против такого рода деятельности - варите овощи с запасом!

  1. Отварите и остудите овощи. Расположитесь за рабочим столом, малыш стоит на устойчивом стуле рядом с вами. Перед ним разделочная доска и неострый легкий ножик.
  2. Начните чистить овощи. Если ребенок захочет вам подражать, дайте и ему картофелину. Если чистка не привлекает, очищенную картофелину разрежьте пополам или на плоские ломтики и предложите ребенку продолжать нарезку так, как у него получается.
  3. Еще дети любят складывать нарезанное ими или вами в миску. Тоже отличное занятие!
  4. Терпения и интереса малыша хватит ненадолго - ничего страшного. Подавая блюдо на стол, не забудьте похвалить своего помощника, который приготовил такую вкусную еду для всей семьи.

И несколько секретов "детского" винегрета.

Огурцы лучше положить соленые, а не маринованные. Можно сочетать их со свежими.

Дети часто не любят репчатый лук. Перед добавлением ненадолго замочите нарезанный лук в яблочном уксусе или концентрированном гранатовом соке - резкий запах и горчинка исчезнут. Можно класть в винегрет зеленый лук или репчатый, обжаренный на растительном масле.

Если малыш любит зелень, добавьте в готовое блюдо пучок укропа или петрушки.

Играем на улице (3-5 лет)

Па-де-де

Нет, речь пойдет не о балетных па, а о приобщении малыша к Правилам дорожного движения. Начнем с изучения поведения пешехода и водителя - в игровой ситуации и на настоящей дороге.

Ты - водитель, я - пешеход. Если вы гуляете в компании сверстников, можно организовать короткую игру. Пусть те, кто располагает транспортным средством - велосипедом, самокатом (благо погода позволяет!), машинкой на веревочке, - буду водителями. Остальные - пешеходами. Определите "проезжую часть", по которой свободно ездят первые и на которую должны очень внимательно выходить вторые (это может быть дорожка парка, а может - часть детской площадки, ограниченная "бортиком" из опавших листьев). Обозначьте "пешеходный переход". Расскажите пешеходам, что правильнее переходить дорогу здесь, а водителям - что в этом месте они должны быть особенно внимательными, снизить скорость и пропустить пешехода. Если же пешеход переходит дорогу в другом месте, он должен очень хорошо осмотреться и подождать, пока проедут машины. Присоединяйтесь то к одним, то к другим игрокам, демонстрируя им правильный пример. Конечно, в эту игру можно поиграть и вдвоем с ребенком: или меняться ролями, или между собой "назначить" водителями других гуляющих - мам с колясками, прохожих с собачками и т.п.

Смотри в оба! Когда вы с ребенком переходите дорогу, обязательно как можно подробнее озвучивайте свои действия. Дело в том, что примитивным "посмотри налево, посмотри направо" в наше время загруженных дорог ограничиться не удается. Показывайте, где надо стоять, готовясь перейти дорогу; какие машины надо пропустить, а какие еще далеко; обращайте внимание ребенка на скорость легковых, грузовиков, автобусов, особенности их движения и торможения. Даже переходя проезжую часть по светофору, учите малыша непременно осматриваться по сторонам.

Играем дома (5-8 лет)

Гирлянды

Ребенок этого возраста уже достаточно умел для того, чтобы составить вам компанию в украшении дома к Новому году. А в процессе работы можно закрепить ряд полезных навыков. Изготовление гирлянд хорошо тем, что прерваться (и продолжить) можно в любой момент - надо только заготовить большую коробку, где вы будете хранить недоделанное. А о скольких вещах можно поговорить длинными зимними вечерами, склеивая цепочки или нанизывая флажки! Вот несколько вариантов простых в исполнении гирлянд.

Из гофрированной бумаги. Сверток бумаги нарезается короткими кусочками, каждый из которых при разворачивании превратится в длинную ленту. Склеиваем крест-накрест концы двух лент желательно разного цвета - и затем переплетаем их, накладывая одну на другую. Если получившуюся "стопочку" растянуть, будет довольно эластичная косичка-гармошка, конец которой надо тоже заклеить.

Из подарочной бумаги. Яркая упаковочная бумага нарезается лентами шириной 1-2 см и длиной 20-30 см - так, чтобы эту ленточку ребенок мог соединить в кольцо и завязать узлом или бантиком. Каждое следующее колечко проходит сквозь предыдущее - получается цепочка.

Просто цепочки. Понадобится цветная бумага и клей - из ленточек шириной 1 см и длиной 10 см мы будем собирать такую же цепочку, только концы ленточек надо будет заклеивать.

Флажки. Ими могут стать любые геометрические фигуры из цветной бумаги или картона - треугольники, собственно флажки, многоугольники, звездочки, сердечки. А могут - накопившиеся ненужные новогодние открытки или вовсе странички с однотипной рекламой из глянцевых журналов. Секрет в том, что одинаковых по форме и сочетающихся по цвету элементов должно быть много - около сотни или больше. Дыроколом делаем по две дырки в каждом "флажке" и нанизываем их на ленточку или веревочку. Гирлянда готова.

Использованы материалы книги О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем" издательства "ТЦ Сфера", журнала "Наш малыш"


[Методические материалы]



Отправить свой рассказ

Комментировать


© 2002-2017, Бонна.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35953
АЛП-Медиа, bonna@alp.ru, http://www.bonna.ru
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов.
Права авторов и издателя защищены.
Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.