Работа няней >> Нянина копилка

Лечим аллергию, стираем комбинезон и "шагаем" пальчиками

Завершаем очередную серию "копилок", которые в этом сезоне были посвящены первой помощи при различных заболеваниях, уборке и стирке, а также развитию у детей внимания, усидчивости, навыков речи и чтения. Сегодня узнаем, как помочь ребенку при острой аллергической реакции, что такое мембранная ткань и какими могут быть занятия по развитию речи.

Занятия (1,5-3 года)

Язык и пальчики: вместе и врозь

Для своевременного развития речи малышей с ними советуют заниматься пальчиковой гимнастикой, лепкой, конструированием - теми или иными способами совершенствовать мелкую моторику. Это, с одной стороны, стимулирует зоны мозга, ответственные за речь, а с другой - разрушает так называемые синкинезии, устойчивые связи между, например, рукой и языком, рукой и глазом, которые способствовали развитию в младенчестве, но становятся "тормозом" освоения различных навыков в более старшем возрасте. Но как же конкретно лепить и конструировать? Ответ на этот вопрос можно найти в многочисленных пособиях, но и здесь мы покажем несколько простых приемов.

Пластилиновый контур. Выберем пластилин одного яркого цвета, карандашом или фломастером того же цвета нарисуем простую картинку - контур домика, солнышко с лучиками, елочку с несколькими веточками. Предложим малышу "закрасить" пластилином все нарисованные линии. Для этого сначала поможем ему скатать между ладонями пластилиновую колбаску (если нажим слабоват, кладем свои руки поверх его ладоней и увеличиваем давление). А затем покажем, как отщипывать от колбаски маленькие кусочки, катать из них ладошками шарики и прилеплять их друг за другом на линию нашего рисунка. Хорошо, если делать это ребенок будет указательным пальцем. Важно, чтобы ряд прилепленных "лепешечек" не прерывался, и малыш начинал "вести" новую линию лишь после того, как закончит предыдущую.

Конструирование по образцу. Для начала можно взять обычные счетные палочки, их должно быть поровну у вас и малыша. Начните выкладывать какую-то простую фигуру - лесенку, заборчик, домик, лодочку. Выложите первые две палочки и помогите ребенку "скопировать" постройку. Продолжайте добавлять по одной палочке - малыш повторяет за вами. Освоив принцип игры, вы можете использовать любые материалы - крышки от пластиковых бутылок (ими хорошо изображать колеса автомобиля, голову человечка), трубочки для коктейля (их можно нарезать короткими и подлиннее и каждый раз выбирать палочку подходящего размера), деревянные зубочистки, пуговицы, мелкие монетки... Важно, чтобы ребенок сначала научился копировать рисунок за вами, а затем - следовать словесной инструкции.

Пальчиковая гимнастика. Замечательно, если в вашем "няньском" багаже есть короткие стихи и подходящие к ним движения пальчиков - дети обожают такие игры. Но есть и другой способ "пошевелить пальчиками" - правда, он потребует от вас самих проявить фантазию. Читая любую знакомую книжку, попробуйте изобразить персонажей или их действия с помощью рук. Так, две сложенные ладошки могут раскрываться подобно пасти крокодила, а сцепленные пальцы рук - изображать птичку, которая машет крыльями. Задействуйте не только ладони и пальцы, но и всю руку целиком. Старайтесь предлагать такие движения, в которых каждый пальчик мог бы действовать по отдельности.

Домоводство (3-5 лет)

Одежда: бережный уход

Что и говорить - в теперешние бесснежные (по крайней мере, в Москве) зимы верхняя детская одежда нуждается в стирке и чистке гораздо чаще, чем в былые времена. Правда, и производители в последние годы научились делать моющиеся комбинезоны, куртки и штаны, к которым не пристает грязь. Как правильно ухаживать за современным зимним гардеробом малышей?

Читайте ярлык. К любой вещи сегодня непременно прилагается описание: из какого материала сделаны верх и подкладка, какой использован наполнитель-утеплитель и как ее в связи с этим можно стирать-сушить. У вещей, купленных за границей, эти сведения могут быть на языке страны-производителя. Если вы не уверены, что правильно поняли инструкцию, попросите разъяснения у родителей.

Смотрите на материал. Бывает и так, что ярлычок в процессе носки затерся, а рекомендаций по стирке от мамы малыша получить не удается. Тогда рассмотрите внимательно вещь (из чего она сделана) и соблюдайте некоторые общие правила.

Верхнюю одежду стирайте отдельно от других вещей, обязательно средством, предназначенным для цветного белья. "Молнии", кнопки и "липучки" должны быть застегнуты; детали с включением натурального меха (подстежки, капюшоны с оторочкой) надо отстегнуть и при необходимости выстирать отдельно.

Машинная стирка для сильно загрязненной уличной одежды эффективнее ручной. Большинство вещей имеют верх и подкладку из синтетических тканей и синтетический же утеплитель - так что правильнее выбирать программу для стирки синтетики при 40оС. Это же относится к пуховикам и одежде из мембранных тканей.

Сушить большинство вещей надо при комнатной температуре, расправленными. Мембранные ткани не выносят сушки на батарее, а пуховики быстрее обретут "форму" при сушке в стиральной машине.

Не стирайте часто. Как известно, пух при частых стирках начинает "вылезать", а синтетические утеплители постепенно истончаются и теряют свои свойства. Однако верх детских комбинезонов, курток и брюк сейчас часто делается из водо- и грязеотталкивающей ткани, так что небольшие локальные загрязнения можно просто смыть мыльной губкой и сполоснуть. Мембранная одежда - водонепроницаемая по определению и тоже хорошо поддается мытью. Один секрет: делать это лучше сразу, замечено - чем дольше одежда оставалась грязной, тем хуже отмывается.

Что такое мембрана? Это тончайшая пленка или специальная пропитка, по особой технологии нанесенная на верхний слой ткани. Мембранные материалы бывают двух видов. Первый называется микропорным. Он представляет собой пленку с порами размером в несколько тысяч раз меньше капли воды. Поэтому капли дождя просто не проходят сквозь них, обеспечивая водонепроницаемость. А молекулы водяного пара свободно проходят через поры, благодаря этому пар, возникающий при выделении пота, выводится от тела наружу. Второй тип мембран называется гидрофильным и представляет собой плотную пленку без пор, абсолютно не пропускающую воду. Однако эта пленка выводит молекулы водяного пара, благодаря чему выделяющийся пот также испаряется. Микропорные мембраны "дышат" лучше гидрофильных. Гидрофильные лучше тянутся, не забиваются грязью, так как не имеют пор.

Здоровье (5-8 лет)

Аллергия: первая помощь

Упрощенно механизм аллергических реакций можно представить так: в определенных клетках организма при контакте с аллергеном высвобождается гистамин - биологически-активное вещество, которое и обуславливает возникновение симптомов аллергии. Ими могут быть зуд, отек кожи и подкожно-жировой клетчатки, усиление выработки слизи, спазм гладкой мускулатуры бронхов с развитием удушья. Если гистамина высвобождается очень много, это может привести к шоковому состоянию (резкому падению артериального давления, потере сознания, нарушению дыхания и работы сердца). Среди проявлений острой аллергии различают следующие.

Крапивница - внезапно возникающие волдыри с приподнятыми над поверхностью кожи ярко-красными краями и бледным центром, которые очень сильно чешутся. Могут сосредотачиваться на одном месте или возникать по всему телу.

Отек Квинке (по имени ученого, впервые его описавшего) - ограниченный отек кожи, подкожной клетчатки или слизистых оболочек. Чаще он развивается в области губ, щек, век, лба, волосистой части головы, мошонки, кистей и стоп. Также могут отекать суставы, слизистые оболочки гортани (при этом появляется кашель, осиплость голоса, удушье) и желудочно-кишечного тракта (появляются боль в животе, тошнота, рвота).

Аллергический ринит (насморк) характеризуется заложенностью носа, приступами чихания, обильными жидкими прозрачными выделениями из носа.

Анафилактический шок - наиболее грозная аллергическая реакция. При этом резко падает артериальное давление, могут возникать потеря сознания, нарушение дыхания из-за отека гортани или спазма бронхов. Это сопровождается болью в животе, крапивницей, кожным зудом. Если вовремя не принять меры, анафилактический шок может привести к летальному исходу.

Острые аллергические реакции вызывает контакт с аллергеном. Так, пищевая аллергия возникает обычно немедленно во время еды или в течение двух часов после употребления пищи. Также некоторые пищевые продукты могут вызывать симптомы аллергического дерматита или крапивницы просто при контакте с кожей. Основные пищевые аллергены - это коровье молоко, куриные яйца, рыба и морепродукты (креветки, крабы), орехи, мед, цитрусовые.

Первая помощь при развитии острой пищевой аллергии - это устранение причинных аллергенов. Необходимо промыть желудок: дать ребенку выпить примерно стакан воды и вызвать рвоту раздражением гортани (пальцами руки надавив на заднюю стенку глотки).

Если пища была съедена больше часа назад, эффективны очистительная клизма и прием слабительных препаратов (дюфалак). Необходимо дать ребенку один из антигистаминных препаратов, которые угнетают симптомы, связанные с высвобождением гистамина, то есть препятствуют развитию острой аллергической реакции - например, зиртек. Через некоторое время (лучше через час) можно дать сорбентные препараты (они поглощают различные вещества: аллергены, токсины и т.п.), например активированный уголь (1-3 таблетки 3-4 раза в день) или энетросгель. Сорбенты прекратят поступление аллергенов из просвета кишечника в кровь. Одновременный прием сорбентов и других лекарств бессмыслен, так как сорбенты не дадут другим препаратам всосаться в кишечнике.

Последующие две недели после острой пищевой аллергии необходимо придерживаться гипоаллергенной диеты.

При острой лекарственной аллергии надо срочно отменить подозреваемое в аллергии лекарство и обратиться к врачу. Дело в том, что для эффективной помощи ребенку важно установить, подвергся его организм аллергическому или токсическому действию лекарства. Кроме того, многие лекарственные средства имеют сходный состав, то есть может развиться непереносимость не одного какого-то препарата, а целой группы лекарственных средств (например, пенициллиновых антибиотиков или аспирина и других нестероидных противовоспалительных средств - жаропонижающих и обезболивающих). Описаны случаи аллергических реакций даже на противоаллергические лекарственные препараты. Поэтому самостоятельное лечение лекарственной аллергической реакции недопустимо. Наиболее "аллергенные" лекарства - антибиотики пенициллинового ряда, сульфаниламиды, местные анестетики (обезболивающие), поливитамины, фитопрепараты, иммуноглобулины.

Использованы материалы журнала "Мама и малыш", сайта "Наш ребенок"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных