Как самим найти няню >> Обзоры мнений

Обязательно ли воспитателю быть педагогом?

По призванию или образованию? Что вообще дает педвуз, педучилище воспитателю детского сада, няне? Или все решает опыт, навыки работы с детьми? Тема, поднятая в конференции "Ребенок от 1 до 3" на www.7ya.ru, касается выбора и воспитателей детских садов, и домашних нянь.

Тема: Воспитатель — не педагог?

Пошли мы в ГКП. У нас воспитатель — биолог по образованию, кандидат биол. наук. Двое детей, 2,10 и 4 года. Даже не знаю, как к этому относиться. Сама по себе она человек очень хороший, приятная в общении, спокойная, интеллигентная. Но меня все же смущает отсутствие пед. образования. Ну не просто же так их учат, правда? Или главное, чтоб человек был хороший? И вообще, есть же, наверно, должностная инструкция и требования к образованию? Или я многого хочу, и педагогов сейчас дефицит, надо радоваться тому, что есть, тем более выбора у нас нет...
По первому писку ребенка, или если тот описался, или буйно себя ведет — вызывается мама. Нет, я не против, и никуда не ухожу, оставляю только на 5 минут, когда деть соглашается меня отпустить, и жду в коридорчике. Но работа-то воспитательская не только присматривать... Сейчас мамы пока вместе с детьми, отлучаются на 5-15 минут в качестве эксперимента, а потом-то как?
К слову, вчера вот было всего 3 детей, т.е. воспитатель не перегружен.
Что скажете?
Планетка

У нас в прошлом году месяца 3-4 была в ГКП была воспитателем эколог — ведет экологию в обычных группах этого сада. Мне она очень нравилась! И детям тоже. Они узнали, какие бывают облака, строение цветов, травинок, что такое круговорот воды в природе и т.д. Хотя к ней и как к воспитателю не было претензий, да и группа 6-7-леток. Сейчас у нас воспитатель — бывшая библиотекарь, правда, у нее стаж 30 лет уже воспитателем.
Тапка

Образование меня вообще не парит (отсутствие своих детей напрягло бы больше, к слову). А вот "по первому писку" — это бардак, по-моему.
Апрелинка

Отсутствие пед. образования у воспитательницы в яслях меня не сильно напрягло бы. Больше — то, что "По первому писку ребенка, или если тот описался, или буйно себя ведет — вызывается мама". Это воспитатель и должен разруливать, хоть с пед. образованием, хоть без него.
Ирулевна

Про образование даже бы и не парилась. У меня, например, свекровь с образованием "торговое училище" — уже как 25 лет воспитатель в детском саду. Про отлучку на 5-10 минут — странно, мы на полный день пошли, вчера первый раз на 2 часа. На ГПК, мне кажется, вообще можно сразу отдавать.
chita

У меня такой мамник, я рада, что пускают мам, он у меня иначе будет истерить все 3 часа, мне кажется.
Планетка

Насчет ценности педобразования — сильно сомневаюсь, а вот опыт и врожденный талант — да. У меня опыт общения и с нянями, и с воспитателями есть: няни, которые у меня были, не имели педобразования, зато отлично взаимодействовали с ребенком! Были и няни, которые с ребенком не справлялись (это становилось ясно очень быстро, и я их просто не брала на работу). Воспитатели, которые были в нашей группе — золото обе! А вот бывало, что на замену приходили другие воспитатели — мне сразу было с чем сравнить... Вроде, и опыта много, и педобразование имеется, а толку? Дети орут и носятся, другие плачут и хотят к маме — никак не могли они их отвлечь и каким-то занятием заинтересовать... Так что само по себе то, что воспитатель — биолог, меня бы не смущало, а вот вызов мамы по поводу и без повода — очень! В конце концов, далеко не все мамы могут по первому требованию без конца бегать в сад!
Солнечный Зай

Я пока не возмущаюсь, потому что это всего лишь первые дни. А вот через пару недель посмотрим. По поводу образования поняла ваше мнение, спасибо.
Планетка

Главное, чтобы в привычку у нее это не вошло. Ей надо четко дать понять, что первые дни постоянно дергать родителей — это еще туда-сюда, но дальше это уже безобразие.
Солнечный Зай

Наверное, не просто учат. Не знаю, как там на дошфаке. Наверняка огромный кусок по психологии года на два. Но теории скорей всего, которую в книжках можно прочитать.
Воспитательская работа далеко не просто присматривать. Тут я согласна, что даже у окончивших пед. либо есть это в душе, либо нет.
У нас вот воспитатели с пед. образованием заявили, что будут нас вызывать по очереди гулять с детьми. При том, что дети в этом году посещают сад 3 часа всего в день, и в группе 13 чел.
Ну, и типа, если мы не справляемся, то звоним, и через 5 минут чтобы вы были в саду.
Ну, я не стала омрачать им 1 сентября, конечно.
Но если эти их "мечты" они попытаются воплотить, я 100% буду с ними об этом говорить.
А вы с воспитателем на эту тему говорить не пробовали?
Буратинка

Да я пока присматриваюсь, чтоб не раздувать конфликт из ничего. Конечно, я не хочу, чтоб мой ребенок там плакал без меня и на следующий день вообще отказался туда идти. Поэтому не ухожу, не оставляю одного. Пока именно для моего ребенка все нормально, он в воспитателе не нуждается (игнорирует, можно сказать), поэтому я буду ждать, когда он пассивно к ней привыкнет и пойдет на контакт, а потом уж буду решать, что меня не устраивает. Персонально объясню, где лежат сухие штаны.
Планетка

Образование не имеет значения. Ты правда думаешь, что в институте педагогов реально учат с детьми взаимодействовать? Абсолютно голая, ничего не значащая теория там преподается.
white-dove

Когда я училась в колледже, практики было море, начиная с первого курса. Реально учили взаимодействовать с детьми, по-настоящему доверяли группу. Много времени уделялось педагогике, психологии, технологии игры и прочему.
boza

Не знаю, но при желании работать теория тоже пригодится, имхо...
Планетка

При желании работать и ощущении нехватки теории человек открывает книгу или интернет. А то, чему в институте учили в отрыве от практики, все равно не вспомнится.
white-dove

Нет, в педе полно практики. У нас со второго курса был день в неделю, дальше — больше.
И есть такая штука как "методика преподавания". Не знаю, как оно на дошфаке выглядит, но точно учат далеко не только голой теории.
Mary-Lea

На дошкольном тоже методики. Методика развития речи, методика формирования элементарных математических представлений и прочая.
boza

Еще есть практика в школе. Обычно она липовая.
Tina11

Какая липовая? Абсолютно реальная...
Mary-Lea

Я в том смысле, что ее далеко не все проходят в принципе, то есть мало кто честно проходит практику. А из тех, кто проходит, тоже достаточно много проходящих не по всем правилам, так сказать. Чаще это больше напоминает день учителя, когда старшие классы учат младшие, а не реальное положение дел.
Tina11

Интересно, а как практика выглядела — прямо в садик отправляли или в школу?
Планетка

Смотря на кого учишься. Нас так с первого курса в лагерь пионерский отправили, потом в школу учителем, по паре месяцев в году полноценно преподавали. Но соответственно и училась на учителя, у сестры есть образование воспитателя в дс, так у нее практика была в дет саду.
KUKLA

Я на учителя начальных классов училась. Нас и в школу, и в садик отправляли. Практики были более чем реальные. Я лично более-менее откосила только на 5-м курсе, потому что уже работала в школе учителем английского. Но полностью откосить все равно не смогла бы: надо было давать открытые уроки, на которые приходил куратор из универа, писать какие-то отчеты. А до 5-го курса нас вообще плотно пасли.
fatima

В школу. Меня, т.к. я училась на учителя физики.
Сначала просто присутствуешь на уроках, потом сама даешь "пробные"...
Mary-Lea

Коллега, и я закончила Ленинку, физфак, и практику мы отрабатывали по настоящему, уроки, экскурсии водили по Политехническому музею, конкурсы, так что в конце 90-х тоже все было.
OlgaRN

У нас в старшей и подготовительной группе у Ани была воспитательница кандидат технических наук, преподаватель какого-то вуза. Очень мягкая, терпеливая, обаятельная, дети ее обожали, детей к школе подготовила просто отлично. Но это уже "большие детки". Для малышей имхо — надо знать психологию детскую, уметь решать проблемы без привлечения родителей. Но что делать в вашем случае — не знаю, идти ругаться к заведующей если только... Скорее всего, воспитателей просто не хватает.
ЛизАнька

Конечно, не хватает воспитателей. Та, что была в прошлом году в гкп, уволилась. Ругаться пока не пойду, рановато, да и что толку, не будет воспитателей — вообще прикроют группу, а для нас это едва ли не единственный шанс вообще попасть в сад с гарантией полного дня со следующего года.
Планетка

Педагогическое образование здесь ни при чем. Это либо врожденный талант, либо практика.
Tina11

Блин, нету видимо ни того, ни другого.
Я даже думаю, что когда дети адаптируются, то все нормально будет, т.к. она в общем-то в курсе методик развития, игр и прочего, но вот психологически как взаимодействовать с ребенком, когда он плачет, хулиганит и т.п., она не знает и опыта не имеет.
Планетка

Я не берусь ее судить. Возможно, она действительно не знает, что делать, и считает, что лучше позвать маму, чем сделать что-то не то. Ну я бы, наверно, ей немного подсказывала, как себя вести в подобных ситуациях: если описался — смените ему штанишки — меня звать не надо, иначе ребенок к саду сложнее будет привыкать. Если плачет — попробуйте его отвлечь, он любит рисовать и играть в машинки (к примеру) или смотреть в окно. Если будут вопросы — позвоните мне на мобильный, сделаете дозвон — я перезвоню, и мы с вами попытаемся решить проблему.
Tina11

Да нормально для начала все. Она не в принципе не знает, как взаимодействовать с ребенком, она просто еще не изучила данных конкретных детей. А потом у нее вполне может все получиться. И что свои дети маленькие — это плюс.
white-dove

Просто университетское образование дает право на преподавание. Хотя все-таки учитель биологии и воспитатель в яслях — это очень разные вещи.
Если мама вызывается из-за мокрых штанов — я бы была в шоке, честно. У меня и со старшим, и сейчас с младшим с малышами работают отдельные воспитатели. Т.е. они всегда работают только с малышами, привыкли, "заточены" под их особенности и т.п. И характером более терпеливые.
Иришка-Мартышка

Ага, она типа не знала, есть ли сменные вещи у девочки. Так в принципе можно и заглянуть в раздевалку было, имхо. Там всего-то было детей — мой Мишка да эта девочка.
И маме сказали — вы скажите ребенку, чтоб просилась, как дома. Мне тоже это как-то непонятно. Девочке только 2,3, она просто заигралась, да и, может, постеснялась попроситься. Просто нужно время, чтобы начала воспитателя воспринимать. А если воспитатель будет в сторонке сидеть, то когда же это случится?
Планетка

Не знаю, мне кажется, что для ГКП как раз можно и без него обойтись, чему там такую малышню учить-то особо? Можно книги почитать по психологии детской какие-нибудь, по организации занятий с малышами... Тут действительно, имхо — главное, чтоб человек был хороший.
А вот дальше пед. образование не повредило бы, думаю.
Метелица

Не, учить не надо. Тем более что впариваются отдельные платные занятия с логопедом, изо и т.д., которые ведут опытные педагоги. Просто подход к таким малышам тоже нужно иметь и знать, как же иначе. Как облегчить адаптацию, как успокоить буйного... Не знаю, что тут важнее — знания или интуитивные действия воспитателя... Лично я, человек с высшим образованием (не пед.) и опытом воспитания 2 детей, думаю, что не в состоянии работать в садике, потому что не училась этому, и опыта достаточного не имею...
Планетка

Имхо, только практика важна. А в ходе практике думающий человек уже может и книги читать по теме, и информацию искать. То, чему учат в институтах, очень оторвано от жизни. Поверь, я знаю.
white-dove

В идеале, конечно, нужны бы и интуиция, и образование. Но, повторюсь, мне кажется что в ГКП — интуиция важнее. Имея своих двух маленьких детей, думаю, она должна уметь разруливать всякие ситуации.
А по поводу — мама вызывается, когда деть сильно расплакался или описался — если она там одна с ними, это логично абсолютно. Потому что дети маленькие, за ними нужно за всеми постоянно следить, а если она отвлечется, чтобы поменять штаны ребенку, который, может, и не хочет их менять, то что будет с остальными?
Если их двое (с нянечкой, с психологом...) то в принципе могут и без мамы справиться, думаю.
Метелица

Нет, она одна с детьми, без няни. Вчера просто кроме описавшейся девочки был только мой Мишка, который был под моим присмотром. Так что отвлечься было не проблема.
Планетка

Я как человек с педобразованием скажу, что надо не просто пед, а именно дошфак или как там аналогичная специальность в училищах называется. То есть лично я не считаю себя компетентной "педагогиней", когда дело касается дошколят.
Mary-Lea

Скажу, что педагогическое образование, ИМХО, вообще ни при чем. Единственный воспитатель у меня в саду, которого я помню, любила и уважала, была инженером по образованию, по какой-то причине потом пошла в сад работать. Во-первых, она нас любила. Во-вторых, с ней было настолько ИНТЕРЕСНО, что я до сих пор помню все игры, все, что она нам устраивала. Ну и в-третьих — это все-таки другой интеллектуальный уровень. Я была бы СЧАСТЛИВА, если бы моим ребенком занимался человек с университетской степенью. Уровень обращения к детям был как к равным, с уважением, так же, как ко мне дома относились. А остальные... тетки базарные полуграмотные или девчонки молодые, которые нас спать клали, а сами с ребятами развлекались.
Что такое (особенно сейчас) педагогическое образование? Кто идет в пед. институты и кто идет учиться на воспитателей? Из моего класса в пед пошли те, кто ну совсем не тянул. Так что радуйтесь! Вообще быть учителем, воспитателем — это дар, я считаю, который идет изнутри. Образование тут не играет большой роли. А о методиках можно просто почитать в спец. литературе.
Бумажный Голубок

У меня мама — инженер, работала одно время в школе учителем математики в средних и старших классах. Она просто очень хороший преподаватель, ее любили и уважали дети, до сих пор (а уже лет 20 прошло) вспоминают. Постоянно делала всякие плакаты, методические пособия... Правда у нее родители учителя, может, этим еще объясняется.
red_frog

У меня самая лучшая школьная учительница была в третьем классе. Всего год у нас вела. Я её на всю жизнь запомнила. Помню, как мы почву изучали на природоведении, как она учила быстро считать, я этим пользуюсь часто. Вообще ловлю себя на том, что она очень много втолковала такого полезного, что до сих пор со мной. Педобразования никакого у неё не было, она инженер была простой, советский.
Offsyanka

Меня мама тоже научила, как легко перемножать. А в магазине моя мама считает быстрее, чем продавец на калькуляторе, все, что на развес — перемножит по весу и сложит в итоговую сумму.
red_frog

Как человек, окончивший пединститут, все-таки не соглашусь. Точнее согласна, что работать с малышами — это дар. Но учить в институтах все-таки учат. Это понимаешь, только когда сам сталкиваешься. Другой вопрос — кто и почему поступил в определенный колледж-институт.
Малышам университетское образование до лампочки, им штаны сухие нужны.
Иришка-Мартышка

Помимо сухих штанов малышам важно отношение, вы меня в этом не переубедите. Дети как губка, впитывают все. И то, как и кто с ними общается, они тоже впитывают. Я не говорю, что все, кто пед окончил, такие. Вот именно, важно, кто идет. А в основном идут, кто больше никуда не поступил. Я имею собственные воспоминания о садике и отзывы моей мамы. Так вот та, без пед. образования, была самой достойной. В школе какое-то время преподавал историю аспирант с истфака, не с педагогическим образованием, но увлеченный своим делом и к нам относящийся с уважением. Это был единственный период, когда я интересовалась историей, и даже ходила на факультатив, и даже дополнительно читала. Все остальное было тупое пересказывание учебника, зато по "методикам", да. Так что я не стала бы во главу угла ставить пед. образование.
Бумажный Голубок

Ну вот, тетя с университетом и аспирантурой за плечами даже штаны не может поменять. Отличное отношение, видно, надо гордиться, что такая воспитательница, и сидеть рядом в раздевалке, чтобы выполнять ее работу.
Я не ставлю во главу образование, хотя без него никуда. Но у данного "воспитателя" его явно слишком много, и оно ей мешает опуститься на уровень малыша
Я не знаю, какое образование у воспитателя Кирилла, скорее всего советское педучилище. Мне важнее, что ребенок к ней бежит, они обнимаются, она всегда утешит и поможет. И мне все равно, что у нее нет кандидатской за плечами. В саду надо совершенно другое. Даже в подготовительной группе.
Кстати — то, что человек с таким багажом идет в садик, для меня тоже звоночек. Потому что университеты и даже кандидатские получают не только очень умные и увлеченные люди.
А поменяете вы свое мнение, как только в сад дочь пойдет.
Иришка-Мартышка

Ириш, она биолог...
Мои подруги с биофака знаешь где работают? Одна в больнице рядом с домом в лаборатории, анализы "делает", вторая — еще затейливее — пошла в ближайшее отделение милиции экспертом... У обоих по двое детей, не наездишься куда-нибудь в НИИ "за интерес"...
Это то, почему я отговариваю своего Севку от биофака...
Mary-Lea

Так с ученой степенью можно ведь в университете карьеру делать — почему в садик непременно?
Но данная воспитатель, наверное, из-за собственных детей в сад устроилась.
white-dove

Ну да, все из-за детей... Может, ей ездить далеко... Моя подруга, которая в милиции работает, замуж аж в Химки вышла и детей там растит — какой уж тут универ...
Mary-Lea

Конечно, важнее всего, когда ребенок тянется к воспитателю, это и есть основной критерий, а не образование, я об этом и говорю. Просто привела примеры того, что пед. обр. — не панацея. Дар либо есть, либо нет.
Бумажный Голубок

Лично я склонна с вами согласиться. Эта наша воспитательница пошла в сад работать, потому что своих детей туда же устроила, тут все просто... Пересидит какое-то время и пойдет дальше в биологию или еще куда...
У меня вот няня, которая старшую сопровождает в кружки, никакого суперобразования у нее нет, тоже скорей всего советское педучилище (а в те времена действительно туда шли те, кого никуда не брали, и только единицы "по призванию"). Так вот она всю жизнь в яслях отработала, и настолько это душевный человек, так дети к ней тянутся, всю жизнь добрым словом вспоминают! Любит она детей, за километр видно. Плачет малыш, мамы нет, так и на ручках потаскает, и в окошко посмотрит, и в игрушки поиграет. Отвлекать же надо, а тут талант нужен.
К тому же у нашей новой воспитательницы дети, видимо, спокойные, она сама сказала, что прям как мой Мишка, который сам может заниматься подолгу, не обижает никого, и т.д. Т.е. она просто не имеет опыта общения с буйными, кричащими, требующими детьми. Да и такие, как мой, — они же тоже люди. Надо отвлекать, надо развлекать, тогда и маму требовать не будет...
Планетка

Кстати, в одной из школ, в которой учились мои старшие, была такая приманка, как "преподаватели из МГУ". Какая же это была глупость! Старенькие дяденьки что-то там бубнили 5-клашкам, которые и половины не понимали. А дяденьки-преподаватели высшей школы не знали методик работы с 5-клашками.
Mary-Lea

Опыт. Призвание. Образование. Примерно в такой последовательности распределились важнейшие качества педагога у участников обсуждения. При этом всем приятнее видеть рядом со своими детьми не "тетеньку", а "интеллигентного человека".


[Обзор мнений]

Отправить свой рассказ

Комментировать



Реклама




Самые популярные метки



© 2002-2017, Бонна.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35953
АЛП-Медиа, bonna@alp.ru, http://www.bonna.ru
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов.
Права авторов и издателя защищены.
Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.
    Рейтинг@Mail.ru  

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!