Работа няней >> Нянина копилка

Рассматриваем картинки, разрисовываем асфальт и раскладываем одежду

Содержание:

Самые обыденные вещи в руках умелой няни становятся "умными" и развивающими. Первый педагог ребенка знает, какие изображения предложить для рассматривания прежде всего, как занимательно играть с обычными палочками и рисовать обыкновенными мелками. А еще няне известно, что развивают ребенка и такие вещи, как порядок в доме и даже... падения.

На бумаге (3-9 месяцев)

Первые картинки

Картинки в обычной книжке ваш подопечный научится воспринимать ближе к году. Однако психологами разработаны изображения, доступные для восприятия детям буквально с первых месяцев жизни. Книжки с такими картинками выпускает издательский дом "Карапуз" (кстати, каждому, кто работает с маленькими детьми, полезно ознакомиться с его продукцией). Одну из них мы и взяли на вооружение.

Отличительная особенность таких изображений - отсутствие мелких деталей, широкий контур, простые сочные цвета. На лице и обороте каждой карточки изображены предметы одной формы, но разного цвета; или одинаково раскрашенные, но разные по форме; или разной формы и многоцветные. Вот пример таких картинок.

Яблоко зеленое Яблоко желтое

Задача работы с картинками в младенческом возрасте - обогатить сенсорный опыт ребенка, помочь ему выстроить связь между настоящим и нарисованным (например, яблоком), научить различать предметы по разнообразным признакам.

Примерно от 3 до 6-7 месяцев развешивайте картинки (по одной, периодически заменяя) около кроватки малыша так, чтобы они выделялись на общем фоне, были ярким цветовым пятном. Расстояние от глаз ребенка до картинки должно быть около 70 см. Можно развесить их на стенах комнаты и на кухне - там, где вы бываете с ребенком на руках и где он может их видеть. Подносите малыша к картинкам, называйте предметы. В 7-9 месяцев учите малыша сопоставлять реальный предмет и его изображение. Покажите малышу настоящее яблоко, дайте в руки, пусть он постучит им или покатает его. Отрежьте кусочек, дайте попробовать "на зуб". А теперь покажите картинку с яблоком, назовите его цвет, пусть малыш похлопает ручкой по картинке или с вашей помощью обведет ее контур пальчиком. На более сложных картинках называйте детали изображения. Постепенно познакомившись со всеми картинками, малыш научится показывать пальчиком нужную в ответ на ваш вопрос: "Где яблоко?", узнает, что одинаковые по форме предметы могут быть разного цвета.

Здоровье (9-18 месяцев)

Шел, упал...

В этом возрасте здоровый малыш хорошо ползает, встает, начинает ходить и постепенно делает это все лучше. Ограничивать физическую активность ребенка сейчас особенно вредно - это может привести к отставанию в развитии. Понятно, что без падений и ушибов не обойтись. Однако важно, как именно малыш падает, чем ударяется. Если, падая вперед, выставляет руки, а не "клюет" носом; если, падая назад, пытается удержать равновесие, подтягивает голову к груди, группируется, старается перекатиться на бок - все в порядке, его двигательное развитие идет успешно, он умеет управлять своим телом настолько, чтобы избежать травм. Если же малыш, падая, часто ударяется головой (затылком или лбом, носом); если, перемещаясь по дому, часто задевает за косяки, углы мебели и т.п. - ему нужна консультация хорошего невролога. Подобная двигательная неловкость может говорить о неравномерном созревании нервной системы, что в дальнейшем может вылиться в трудности поведения и обучения в школе.

И все же в этом возрасте дети редко получают серьезные травмы в результате собственной активности. Какие же симптомы говорят о неблагополучии? После падения, ушиба, другой травмы ребенку нужен врач, если:

  • у малыша тошнота, рвота;
  • резкая сонливость в непривычное время, малыш быстро засыпает практически "на ходу", его тяжело разбудить;
  • наблюдаются судороги, подрагивания всего тела или конечностей;
  • широкие зрачки, плохо сужающиеся при поднесении к глазу фонарика;
  • резкая бледность кожи и слизистых;
  • длительный неостановимый плач может сменяться периодами апатии.

Во всех этих случаях действуйте по инструкции, данной родителями малыша для экстренной ситуации.

Домоводство (1,5-3 года)

Порядок вещей

Педагоги, работающие по системе Монтессори, знают - если ребенок в этом возрасте привыкнет видеть все вещи на своих местах, в дальнейшем он не вырастет неряхой и сохранит полезную привычку к порядку. Да вы и сами наблюдали консерватизм, свойственный малышам: "А мама ставит ботинки не так, а вот так!", "Это не моя тарелка, моя с утенком" и т.п. Итак, ребенку полезно, а вам удобно поддерживать некий порядок вещей. Родители малыша тоже будут рады. Вот несколько советов.

  1. Чистую одежду и белье храним отдельно, для грязного имеем корзину (контейнер, бак - у кого что, отдельный детский или семейный). Вещи, которые носятся сейчас, складываем в определенных местах. Для этого ребенку нужен стульчик (тумбочка) около кровати - здесь он будет раздеваться на сон и одеваться после сна; стульчик или скамеечка в прихожей - для одевания на прогулку. Также в прихожей нужны: крючок для верхней одежды, место для обуви, полочка для уличной одежды (свитер, шапка и т.п.). Все это обязательно должно быть малышу по росту - чтобы постепенно он учился сам доставать и надевать нужные вещи, снимать с крючка куртку, обуваться.
  2. У ребенка обязательно должен быть доступ к одежде и белью, надеваемым ежедневно. 2-3-летний малыш должен иметь возможность достать чистую футболку, если испачкался за столом, переодеть шортики, если случайно их намочил, а грязную одежду положить в отведенное для этого место. Детские вещи можно хранить:
    • на низкой полке в шкафу (дверцы должны легко открываться);
    • в выдвижном ящике шкафа, стенки (должен легко выдвигаться);
    • в подкроватных ящиках или пластиковых контейнерах с плотной крышкой;
    • в навесных саше с кармашками (должны висеть достаточно низко для малыша).
    Удобнее всего выдвижные ящики - в комоде, шкафу или стенке. Выдвинул - и содержимое прямо перед тобой.
  3. Для мелких предметов - трусиков, носочков, платочков - хорошо внутри ящика комода иметь коробочку-вкладыш, чтобы вещички не валялись повсюду.
  4. Праздничной одежде, а также той, что нуждается в глажке (девичьи платья, сарафаны, мальчиковые рубашки, парадные брюки), лучше висеть чистой и выглаженной на плечиках. В идеале - тоже на высоте, доступной ребенку.
  5. Если вы хотите, чтобы вещи снашивались равномерно, возьмите за правило чистую одежду и белье после стирки складывать под низ стопки с одноименными вещами, а брать вещи для одевания - сверху.
  6. Для вещей, нуждающихся в починке, тоже заведите ящичек или коробку. Ее можно убрать и повыше, но хорошо бы, чтобы она почаще попадалась на глаза - тогда минутка для того, чтобы пришить пуговицу, найдется быстрее.

И последний вопрос: стоит ли пытаться навести в доме свой порядок? Если все и так лежит на своих местах и это удобно для ребенка - вам остается только поддерживать то, что есть, ведь малыш, наверное, уже привык к этому укладу. Если все в целом удобно, но есть моменты, которые вам хотелось бы изменить, поговорите об этом с хозяйкой, мамой - скорее всего, вам пойдут навстречу. Только не предлагайте сразу слишком много изменений - лучше постепенно, не больше одного в месяц. Если же дома все кувырком, обстоятельно поговорите с родителями: ребенку нужен порядок, и вы беретесь его завести и поддерживать, а с их стороны просите посильной помощи в ваше отсутствие.

Играем на улице (3-5 лет)

Мелок в руке

Возможно, нынешняя теплая осень еще подарит нам кусочки сухого асфальта. Если же нет - запасемся идеями до весны.

Детям этого возраста бывает трудно самим начать рисунок на таком большом "листе". Помогите: начните рисовать мелком то, что просит ребенок (машину, куклу, домик), но оставьте их слегка недоделанными, без некоторых деталей. Дошколята, в отличие от совсем малышей, обычно уже не зарисовывают ваше творение каляками-маляками, а с удовольствием добавляют что-то к нему или раскрашивают.

Используйте возможность асфальта - бесконечность: по очереди с ребенком добавляйте что-то к рисунку, "вытягивая" его в длину или "достраивая" ввысь - вагоны поезда, этажи дома, деревья в лесу и т.п.

Если вместе играют несколько детей, нарисуйте для каждого по одинаковому элементу (крупному, чтобы не мешать соседям), который ребенок будет "доводить до ума" по своему усмотрению: вагончики поезда или лодочке на речке (в них может кто-то ехать), цветы на клумбе, домики и т.п.

Вдвоем с ребенком или с разновозрастными детьми можно поиграть в "Угадай, что я нарисовала!". Эту простую и очень эмоциональную игру недавно предложила одна из мам - участниц конкурса на сайте "Наш ребенок". На почтительном расстоянии друг от друга рисуем на асфальте нечто, а потом угадываем, активно используя чувство юмора.

Наконец, на асфальте можно рисовать поля для игр по правилам: "домики" (круги), чтобы прятаться от догоняющего, разнообразные классики и сетки для прыганья.

Играем дома (5-8 лет)

Конструктор из палочек

Палочками (для начала они должны быть одной длины) может стать что угодно: счетные палочки, имеющиеся в продаже; обрезанные корпуса от старых фломастеров; нарезанные полоски плотного картона; и даже ватные палочки с обрезанными ватными кончиками (можно после использования). Последняя идея тоже подсказана участницей конкурса "Игра и дети". Палочки можно дополнить цветными крышечками от пластиковых бутылок, одинаковыми по форме, но разными по цвету деталями конструктора, мозаики и т.п.

Вот задания для плоскостного конструирования, которое очень полезно для развития у старших дошкольников и младших школьников пространственных представлений и точных мелких движений рук.

  1. Продолжи последовательность. Вы выкладываете: две палочки рядом - одна - опять две рядом и т.п. Ребенок должен понять закономерность и продолжить. Сначала используйте элементы одного цвета, когда задание будет освоено, в последовательность можно закладывать и цвет (красная палочка - три синие - белая крышка - красная палочка и т.п.)
  2. Скопируй рисунок. Для начала выложите что-то простое из палочек (домик, подъемный кран, лесенку) и попросите ребенка повторить. Следующий этап - изобразите на бумаге то, что должен повторить малыш из палочек. Пока рисуйте в натуральную величину и тоже "палочками", то есть не сплошной линией, а отрезками. Потом рисуйте уже сплошной линией, и "высший пилотаж" - если ребенок повторит ваш рисунок в масштабе (например, у вас нарисовано мелко, а он выложит из палочек). Для сохранения пропорций вам удобнее рисовать по клеточкам.
  3. Свободное конструирование. Можно палочками и другими элементами как бы "рисовать" - человечка, животное, дерево. А можно выложить из палочек план кукольной комнаты, или территорию автозаправки, или морской порт - и играть на этом поле с мелкими игрушками.

Использованы материалы сайта "Наш ребенок", журнала "Наш малыш" и пособия "Показатели развития" Ю.А.Разенковой, Н.А.Урядницкой и Н.Д.Шматко издательства "Карапуз"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ

Комментировать



Реклама




Самые популярные метки



© 2002-2017, Бонна.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35953
АЛП-Медиа, bonna@alp.ru, http://www.bonna.ru
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов.
Права авторов и издателя защищены.
Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.
    Рейтинг@Mail.ru  

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!