Работа няней >> Нянина копилка

Слушаем классику, осваиваем лыжи и варим мясной суп

Содержание:

Вот роли, которые предлагаем примерить на себя сегодня няне: музыкального педагога, повара, психолога и тренера по лыжам. И не бойтесь начинать, если вы никогда прежде не танцевали с крохой на руках или не общались "по правилам" с дошкольником. Ребенок непременно обрадуется новому, а его родители оценят ваши усилия. Главное - желание, а мастерство придет!

Музыка (9 месяцев - 1,5 года)

Поем и танцуем

Если раннее музыкальное развитие малыша вменено няне в обязанности или просто она сама неравнодушна к музыке, можно воспользоваться рекомендациями специалиста по раннему развитию Лены Даниловой. Вот как можно начать "заниматься музыкой" с совсем маленькими детьми.

Во-первых, детям любого возраста нравится, когда им поют. Качество исполнения не имеет значения - важна эмоциональная составляющая процесса. Песни могут быть детскими или взрослыми - главное, чтобы они объединяли исполнителя и слушателя.

Во-вторых, с ребенком опять же почти любого возраста полезно танцевать. Вы можете подобрать музыку по своему вкусу (разную по ритму, желательно разных направлений), можете использовать то, что имеется в семье, или то, что посоветуют родители. Малыша, умеющего ходить, учите притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. С крохой, который еще нетвердо стоит на ногах, приятно потанцевать, держа его на руках, - здесь уже важно в первую очередь самой двигаться ритмично.

В-третьих, раз в день можно устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для этого надо иметь записи отрывков самых выдающихся произведений (аудиокассеты, CD или цифровые записи на компьютере - в зависимости от того, на чем прослушивают музыку в семье). Очень удобны сборники "Шедевры мировой музыки" - комплекты по пять кассет. Перед каждым отрывком диктор произносит фамилию композитора, название произведения и, где это возможно, название отрывка. А затем идет сам отрывок, как правило, минуты на две-три. Для малыша этого вполне достаточно.

Каждый день, в одно и тоже время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включаете запись. Можно слушать каждый день недели по одному отрывку, затем или взять новые отрывки или повторить еще раз те, которые уже слушали. А уже на третьей неделе прослушивать совсем новые. Возможно, у вас сложится свой принцип. Иногда просто включайте музыку фоном, не акцентируя на этом внимание ребенка.

Домоводство (1,5-3 года)

Любимый супчик

Считается, что окончательно на "взрослый" стол малыш переходит где-то к 3 годам. Однако это не значит, что на втором и третьем году жизни ребенку подходят лишь протертые супы и вторые блюда в виде суфле и пюре. Вполне можно приготовить настоящий суп с мясом - просто сделать его диетическим. Вот два рецепта.

Суп с фрикадельками

На литровую кастрюлю понадобится: 10-12 фрикаделек (заморозьте их, когда готовите фарш для котлет), 2-3 небольших картофелины, 1 морковка, по горсти лука-порея, цветной капусты и капусты брокколи (зимой все это может быть замороженным), зеленый горошек, зеленая стручковая фасоль и другие овощи - по вкусу. Можно и просто взять пакет (400 г) подходящей смеси замороженных овощей.

В кипящую воду бросаем фрикадельки, когда закипят, последовательно добавляем нарезанные овощи: морковь, картофель, порей, капусту и т.п. Когда овощи станут мягкими, солим по вкусу, добавляем свежую, сушеную или замороженную зелень.

Суп харчо

Традиционно он готовится с бараниной, но для ребенка лучше взять нежирное диетическое мясо - говядину, телятину, кролика.

На литровую кастрюлю: 200 г мяса, 3 ст. л. риса, 1 маленькая головка репчатого лука, 1 ст. л. томатной пасты, пучок свежей кинзы.

Отвариваем мясо до готовности, вынимаем из бульона. В бульоне отвариваем промытый рис и мелко нарезанный лук. Когда рис будет почти готов, добавляем томатную пасту и нарезанное мелкими кусочками мясо, солим по вкусу, добавляем зелень кинзы. Суп готов.

Психология (3-5 лет)

Что мешает слушать ребенка?

Родители или няни, которые пытаются применять метод активного слушания, наверняка столкнулись с тем, что вместо "правильных" слов на язык сами просятся привычные фразы, которые не обозначают чувство малыша и не "возвращают" ему в беседе то, что он поведал взрослым. Для того чтобы научиться действительно активно слушать ребенка, важно избегать привычных ответов на жалобы и капризы малыша, то есть узнавать их и не допускать в своей речи в ситуации, требующей активного слушания. Перечислим типы автоматических ответов взрослых, которые не ведут к успешному общению.

  • "Сейчас же перестань!" Приказы, команды, другие категоричные фразы, в которых ребенок слышит нежелание вникнуть в его проблемы и на которые обычно отвечает упрямством, сопротивлением.
  • "Если ты не прекратишь сейчас же, то я…" Предупреждения, угрозы оставляют малыша опять же один на один со своим переживанием, ставшим еще сильнее. Да и хватит их не надолго - дети быстро привыкают к подобным фразам взрослых и просто перестают их слышать, воспринимают как фон.
  • "Ты должен вести себя хорошо" Мораль, нравоучения, произнесенные в острых ситуациях, на самом деле еще никого ничему не научили - вообще правильному поведению дети учатся только на примере старших. А когда им читают мораль - они скучают…
  • "А ты возьми и скажи…" Готовые решения, советы плохи тем, что не оставляют ребенку поля для самостоятельности. Ребенок получает очередной сигнал о том, что он еще мал и неопытен, а желание рассказывать о своей проблеме у него пропадает.
  • "Что же ты наделал!" Критика, выговоры, обвинения в большом количестве способны сформировать заниженную самооценку у ребенка. Воспитательная же роль подобных изречений отсутствует.
  • "Какой ты у нас молодец!" Похвала-оценка - в отличие от одобрения поступка ребенка ("Я рада, что ты так поступил") - слишком близка по своей сути к выговору, а кроме того, может показаться малышу неискренней.

Это примерно половина вариантов автоматических ответов взрослых на жалобы детей. Старайтесь избегать их в своей речи. Продолжение следует.

Спорт (5-8 лет)

Лыжню!

Малыш этого возраста, скорее всего, уже не раз вставал на лыжи, но, опять же в силу возраста, вряд ли может похвастаться большими достижениями. На лыжной прогулке - благо погода наконец-то подходящая! - няня может выступить в роли тренера. Правда, для полного успеха ей тоже нужно быть на лыжах. Вот некоторые упражнения, которые позволят дошкольнику и младшему школьнику почувствовать себя на лыжне увереннее.

"Ромашка". Любое катание сопряжено с поворотами и падениями - ими и займемся в первую очередь. Сначала освоим поворот переступанием. Переступаем сначала вокруг пяток лыж на 90, 180 и 360 градусов в правую и левую стороны. Затем попробуйте то же самое сделать вокруг носков лыж.

"Лесенка". Это способ подъема, который пригодится и на пологих, и на крутых склонах. А еще он позволяет "почувствовать" лыжи новичку. Для того чтобы научиться этому приему, надо стать боком в направлении подъема, поставить лыжи поперек склона и закантовать их, то есть слегка повернуть на внешнее ребро лыжу, стоящую выше, и на внутреннее ребро - нижнюю лыжу. Движение начинает нога, стоящая по склону выше. Сделав шаг наверх и закантовав лыжу, поднимают к ней другую. Если "лесенка" освоена хорошо, от нее остается красивый, равномерный след.

"Ванька-встанька". На пологом спуске или сначала даже на ровном месте несколько раз покажите ребенку правильное падение: подгибаем ноги, валимся назад-набок, руки раскинуты в стороны. Теперь очередь малыша. После одной-двух попыток совершить "правильное" падение объясните ребенку, что получилось хорошо, а что надо еще исправить. После падения лучше всего подтянуть лыжи и установить их поперек склона, а затем встать, кантуя лыжи, как при подъеме "лесенкой".

"Цапля" - упражнение для овладения равновесием при передвижении на одной лыже. Если у малыша получается немного скользить на ровном месте или на пологом спуске, пусть попробует время от времени отрывать от земли носок лыжи, на которую сейчас нет опоры. Потом можно потренироваться так же отрывать и пятку.

"Арка". На пологом спуске можно установить воротца из лыжных палок, чтобы ребенок постарался проехать через них. Сначала воротца могут быть без верхней перекладины, затем можно их сделать пониже, чтобы проехать в "арку" можно было, только присев.

"Плуг" - способ торможения. Умение управлять скоростью и при желании тормозить придает лыжнику уверенность. На пологом спуске пятки лыж разводят, обе лыжи упираются внутренним ребром, колени поворачиваются вовнутрь.

"Конькобежец". Это, собственно, основной лыжный ход, при котором отталкиваются одной лыжей и скользят на другой. Начинать лучше на очень пологом спуске, затем можно тренироваться на ровном месте, но обязательно на лыжне. Руки пока свободны - без палок, их освоение - впереди.

Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", книги Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных