Мама, бабушка, няня или сад? >> Полезные статьи

В Красноярске мамы и местное агентство по образованию создают семейные детские сады

После включения в состав Красноярского края Эвенкии и Таймырского полуострова очередь в детские сады стала просто гигантской — 42 тысячи детей. Не проходит и скидка на огромную территорию: только в столице края маленьких очередников 6000.

Для того чтобы обеспечить доступность дошкольного образования, в крае разработана целевая программа "Дети", рассчитанная на три года — с 2007 по 2009 год. Для ее реализации выделено 4 млрд рублей. 900 млн рублей предстоит освоить уже в текущем году.

Мамы сегодня стараются как можно раньше выйти на работу и должны куда-то пристроить малыша. Как помочь тем, кто пока ждет своей очереди в детский сад?

По федеральному законодательству матери детей до полутора лет сегодня получают денежную компенсацию в размере полутора тысяч рублей. Наши красноярские мамы, воспитывающие малышей от полутора до трех лет дома, благодаря программе "Дети" будут получать из краевого бюджета 3000 руб. Если мамы все-таки вынуждены работать, они могут вложить эти деньги в оплату приглашенной няни или воспитателя.

В Красноярске сейчас довольно распространена практика, когда родители кооперируются и приглашают педагога для присмотра за своими детьми. Как правило, образуются группы из трех-четырех детей. Условия в таких группах приближены к домашним. Как правило, наряду с воспитателем здесь всегда присутствует одна из заинтересованных мам. Мы называем эти группы "семейными детскими садами" и ищем пути, которые позволили бы нормативно оформить их существование. Это довольно сложно.

Любое образование, называющее себя детским садом, должно иметь лицензию. А чтобы иметь лицензию, нужно получить разрешение Роспотребнадзора, санэпидемстанции, пожарных. Маленькой группе, работающей в условиях арендованной квартиры или на квартире какой-то семьи, это не под силу. Но потребность в таких группах большая. И практика — в настоящее время нелегитимная — тоже существует. Мы создали творческую группу из юристов, экономистов, педагогов, которая должна попытаться решить проблему легализации таких групп в рамках существующего нормативного поля.

Другие регионы, насколько мне известно, тоже стоят перед подобными проблемами. Возможно, где-то найдут правовое решение раньше нас.

Чтобы освободить места в детских садах, мы приняли решение развивать предшкольное образование на базах школ и хотим постепенно вывести детей седьмого года из детских садов. Там не хватает мест, а школьные помещения пустуют. Мы сочли целесообразным переоборудовать некоторые помещения под группы предшкольной подготовки. После переоборудования группы отвечают всем необходимым стандартам, предъявляемым к оборудованию помещений для дошкольников. Они оснащены отдельным входом, спальнями, пищеблоком и санузлами. А дети, посещающие такие группы, как правило, идут потом учиться в эти же школы. Они могут познакомиться со своим будущим учителем, для них устраиваются экскурсии по школе. Школьники могут прийти в гости с каким-нибудь подарком — со спектаклем, с поделками.

Так что, на мой взгляд, предшкольное образование при школах имеет свои положительные стороны — если, конечно, его организация осуществляется с учетом психологических и физиологических особенностей шестилеток.

Оба направления, о которых я упомянула, так или иначе связаны с необходимостью увеличения количества мест в дошкольных учреждениях.

Еще одной мерой в решении этой задачи является возврат и реконструкция зданий бывших детских садов, использовавшихся не по назначению.

Восстановление зданий в соответствии с нормами и правилами, которым должны отвечать детские сады, — дело затратное. Поэтому регион выделяет дополнительные средства в помощь муниципалитетам на конкурсной основе. Для участия в конкурсе муниципальные власти должны представить собственную программу увеличения мест в детских садах. Если мэр города понимает проблемы дошкольного образования и принимает собственными силами меры для их решения, регион такого мэра готов поддержать. В этом году, например, деньги на восстановление возвращенных зданий получили Норильск, Минусинск, Енисейск, село Казачинское. В общей сложности на ремонт и перестройку детских садов выделено 200 млн рублей.

Конечно, возвращения зданий недостаточно. Нужно строить новые детские сады. Но оказалось, что для условий нашего региона (а условия здесь непростые) не разработаны современные проекты, которые учитывали бы действующие санитарные нормы и правила. Наши строители работают над проектно-сметной документацией. Мы надеемся, что через два-три года сможем приступить к строительству новых детских садов.

Кроме того, чтобы открывать новые или приводить в порядок старые сады, надо поддерживать и уже существующие. В частности, обновлять их материально-техническую базу. Для этого было принято решение о грантовой поддержке лучших дошкольных учреждений края — по аналогии с федеральным национальным проектом, в который детские сады не включены. Ежегодно в крае грант будут получать 74 дошкольных учреждения. Детские сады, рассчитанные на количество мест менее 120, могут претендовать на сумму в размере 300 тысяч рублей. Детские сады, рассчитанные на количество мест более 120, — на сумму в 500 тысяч рублей. Из 74 грантов 24 адресованы дошкольным учреждениям с количеством мест более 120 (из них 18 городских и 6 сельских), а остальные — дошкольным учреждениям с количеством мест менее 120 (из них 20 городских и 30 сельских).

Мы разработали положение конкурса и критерии отбора лучших дошкольных учреждений. В отборе принимали участие эксперты — ученые, известные педагоги, представители общественных организаций и родителей.

В марте 2007 года мы определили первых победителей. На выделенные деньги они смогут приобрести новые методические пособия, игрушки, спортивное оборудование. Кто-то потратит деньги на повышение квалификации своих сотрудников.

Грант можно расходовать только на образовательные цели. Для приобретения новой плиты, холодильника или медицинского оборудования детским садам придется искать деньги в другом месте. В этом году мы проводили конкурс на получение гранта впервые. Думаю, в следующем году еще 74 дошкольных учреждения станут грантополучателями.

Но какими бы красивыми ни были наши детские сады, основная гордость любого учреждения — кадры. Это его лицо, его возможности, его творческий потенциал. Поэтому наряду с грантами лучшим дошкольным учреждениям в крае решили оказывать грантовую поддержку педагогам-дошкольникам, которые тоже не включены в нацпроект "Образование", в отличие от школьных учителей. Грант для педагога дошкольного учреждения края — 40 тысяч рублей. Это больше, чем годовая зарплата воспитателя. Гранты, согласно проекту, будут получать 500 педагогов края — 200 сельских и 300 городских воспитателей.

Программа рассчитана на три года. За три года грантовую поддержку получат полторы тысячи воспитателей. Всего в крае около 8000 педагогов-дошкольников. Полторы тысячи — это практически четвертая часть всех работающих.

Лучшие педагоги дошкольного образования получат гранты в один день с победителями национальных проектов: поздравлять их будут в День учителя. Хотелось бы, конечно, чтобы поздравление было приурочено ко Дню дошкольного работника. Но, с другой стороны, понятно, что вместе — торжественнее. А вообще-то воспитатели не раз говорили, что было ощущение праздника, когда были приняты программа "Дети" и решение о грантовой поддержке детских садов и воспитателей.

Наталья ОГНЕВА, главный специалист дошкольного образования агентства по образованию Красноярского края
Записала Марина Аромштам, к.п.н., редактор газеты "Дошкольное образование"

Новая Газета

[Статья]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных