Мама, бабушка, няня или сад? >> Полезные статьи

В сад, все в сад!

Наши доброжелательные соседи очень любят пообщаться со Львом. "А как тебя зовут, мальчик? А сколько тебе лет? А как зовут маму с папой?" Я ничего не имею против. В нашем маленьком дворе царит почти общинный строй, все быстро становятся знакомыми, и благонамеренность этих знакомых взрослых не вызывает сомнений. Ребенок же мотивируется на поиск ответов, которые в семье обычно не задаются. Ведь странно же маме с папой спрашивать родного сына, как его зовут. Но недавно к традиционным добрососедским вопросам добавился еще один: "А в садик ты ходишь?"

Лев от вопроса впал в ступор. Оно и понятно — со словосочетанием "детский сад" ребенок просто не знаком. Такой пробел в знаниях о мире. Но любознательная соседка не отступала:

— В садик. К деткам в садик ходишь?

В Львиной голове слышимо заворочались мыслительные колесики. Он подумал и решил, что ответ положительный:

— А! Да! Хожу к деткам играть в парк!

Я предпочитаю без нужды не вмешиваться в Львиные ответы и не стала отстаивать истину. В парк так в парк, соседка удовлетворилась. Но себе "поставила галочку" — объяснить младенцу, что такое детский сад. Тем более, что случай скоро представился.

— Лёвуш, пойдем в парк на горку.

— К деткам в садик? — вот ведь, запало.

— Нет, мы пойдем погуляем на часик. А садик — это другое. Сейчас расскажу...

Надо сказать, что я не сильно горю желанием сдать Льва в дошкольное воспитательное учреждение. На мой взгляд — дома ребенку лучше во всех отношениях. Но и пугать этим заведением младенца не хочется. Во-первых, всякое в жизни случается, может возникнуть острая необходимость. Во-вторых, если Лев от души будет рваться в сад — мы его туда отпустим. Так что я попыталась дать нейтральную информацию о том, что иногда мамы и папы работают вне дома, и деткам остаться не с кем. Тогда они на весь день идут в садик — вместе играют, кушают, спят и проч.

Конечно, Лев услышал ключевое "детки играют" и заявил:

— Хочу в садик к деткам!

Пришлось опять объяснить, что за один день такие вопросы не решаются, но мы обязательно подумаем на эту тему. Так что теперь я пребываю в раздумье — начитываю "садовские" статьи, взвешиваю плюсы и минусы, ищу варианты.

Собственно, почему мой сын до сих пор не посещает сад? В первую очередь, потому, что у меня есть возможность и работать дома, и быть с ребенком. Но, если быть честной, не всегда это легко. Порой мне очень и очень хочется, чтобы Лев поотсутствовал пару часиков, дав маме сосредоточиться и погрузиться в трудовой процесс.

Собственный детский опыт тоже играет не последнюю роль. А он у меня весьма негативный. Говорят — не повезло, детские сады с тех пор изменились, но все же, все же... Рекомендательные статьи утверждают, что "плохость" или "хорошесть" садика зависят не от статуса и платности/бесплатности, а от качеств воспитателя. Полностью согласна. Только как заглянешь другому человеку в душу, да и меняются они, воспитатели.

Вот Саша — он рано пошел в ясли, в год с небольшим. Но то было кулуарное заведение на десять человек, где заведующая — прекрасная женщина — тискала детишек и носила на руках.

А потом, в настоящем саду, мы хлебнули лиха. Старшая воспитательница была добра, образована, внимательна, а рядовые — через день, как повезет. Причем у самой нетерпимой и нервной девушки вечно оставались виноваты дети — от нее приходилось выслушивать жалобы, недовольства, сравнения. Если честно, без этих "милых" реалий я прекрасно обхожусь и считаю, что сыну они тоже ни к чему. Каждый ребенок — особенный, и каждый — в чем-то хорош. Но не у многих педагогов хватает сил и таланта утверждать эту догму практикой.

Еще момент — практика наказаний. "Что вы! Мы детей не наказываем, только в угол на стульчик сажаем" — сказали мне по телефону в одном частном заведении. Кому кажется, что это мягко — пусть попробует на пике возбуждения и веселья посидеть без движения. Сущее наказание! "Ну, а что вы хотите? У нас пятнадцать детей в группе, мы не можем иначе обеспечить режим и дисциплину", — возмутились на том конце трубки. Верю. Не могут. До свидания.

Режим и дисциплина — снова камень преткновения. 8:00 — зарядка, 9:00 — завтрак, игры по расписанию, обед, тихий час. Да, режим нужная штука — он дает ребенку ощущение стабильности, надежности, определенной предсказуемости мира. Но — опять же — все дети разные, у всех свой режим. Сад же всегда ориентируется на средние показатели.

Я знаю, что для Льва зарядка ранним утром будет мукой — так же, как и тихий час с полудня до двух. "Пусть привыкает, готовится к взрослой жизни, еще и учиться, и работать придется", — не раз слышала такой аргумент. Но собственный опыт опять противоречит этому утверждению. Можно пытаться переломать свою природу и каждый день страдать, отправляясь ранним утром на работу. А можно выбрать деятельность, исходя из своих способностей и жизненного цикла. Учить с детства "ломать" себя — не лучший родительский подарок.

Определенно положительной стороной детских учреждений можно считать "занятия" — лепка, рисование, аппликация, первые навыки письма и счета. Необходимые вещи. Но, если говорить о традиционных садах, формат этих занятий лично мне не слишком нравится. Всей группе предлагается один материал, одна тема, один шаблон. У кого-то получается симпатичнее и быстрее, чьи-то рисунки и поделки менее аккуратны и эстетичны на взрослый взгляд. Хватит ли воспитателю терпения похвалить и отметить каждого ребенка? Не подорвется ли в ком-то уверенность в собственных способностях от неосторожного слова?

Сама я стараюсь, чтобы у Льва под рукой всегда была и разнообразная бумага, и пластилин, и кисти/краски, и клей, и кусочки ткани, и бусинки, камешки, веточки. Ребенку достаточно показать, как пользоваться этими материалами и похвалить даже самое неуклюжее первое произведение. Дальше — поток детской фантазии неостановим. Со счетом, письмом и чтением я, как мама, тоже улавливаю моменты львиной готовности к процессу, и тогда обучение идет не "потому что надо", а как удовлетворение детской любознательности — гораздо эффективнее. Знаю, есть детские сады и развивающие группы, работающие по такому принципу. И если выбирать — то из них.

Приведу цитату из популярного детского журнала. "Именно в детском саду малыши учатся дружить и разрешать конфликты. Ни один кружок или секция этого не дает. Социальный фактор — главный аргумент детского сада!"

Ох, вот больной вопрос. Льву явно не хватает общения с детьми, особенно в холодное время года, когда малышни на улицах совсем немного. И, конечно, конфликты на детских площадках решают больше мамы, чем отпрыски. Да, навыка социальной самостоятельности у Лёвы маловато.

Но у этой самостоятельности есть и обратная сторона. Александр в саду быстро подхватил несколько нецензурных выражений, дразнилок и стремление к ябедничеству. Конечно, культура общения формируется в первую очередь в семье, но все же инстинктивно хочется оградить ребенка от "дурного влияния".

Что касается детсадовской дружбы — мне кажется, этот момент принято преувеличивать. У Саши так и не сложились детские привязанности, а Лев до сих пор хранит верность псковскому другу Жене, которого, кстати, со дня на день мы ждем в гости. Возникнет ли у детей дружба, нет ли — зависит не от широты круга общения. А просто приятельские отношения образуются и во дворе, на прогулке, на горке.

Ну и напоследок должна себе признаться, что просто боюсь отставлять Льва с чужими людьми. Нормальный материнский страх, который, однако, нужно учиться сдерживать, чтобы он не перерос в излишнюю, вредную для ребенка опеку. Пока на семейном совете принято решение подобрать для Льва двухчасовую группу в развивающем центре. Так удовлетворится его потребность "поиграть с детками", появится навык пребывания без родителей среди сверстников, а материнское сердце не разорвется от тревоги "как там мой мальчик без меня весь день?". Если опыт будет удачным — будем решать вопрос с садоустройством. Когда придет время.

Псковская губерния

[Статья]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных