Работа няней >> Нянина копилка

Жарим кабачки, даем лекарство и... играем в карты

Все это каждый из нас, взрослых, не раз делал, но... сегодня мы попробуем действовать по науке. Вы уверены, что знаете, чем лучше запивать те или иные таблетки? А представляете себе, как сделать вкусным вполне диетическое блюдо? А в карты для развития математических способностей когда-нибудь играли? То-то же. Этому и многому другому сегодня и научится наша опытная (или не очень) няня.

Здоровье (1,5-3 года)

Лекарство из шприца

Довольно часто няне приходится давать малышу лекарство - это случается и во время болезни, и в профилактических целях. Понятно, что мама ребенка руководит ее действиями - сообщает, что именно, в какой дозировке и как часто надо дать малышу, показывает, каким способом это лучше сделать. Кстати, ошибки нянь, связанные с лекарствами для ребенка (дали не вовремя, пропустили прием или, что совсем уж криминал, дали что-то без согласования с родителями) - одна из частых причин недовольства няней и даже увольнения. Что должна знать и уметь сама няня, которой приходится иметь дело с лекарствами?

Основные правила:

  1. Получив от мамы список назначений, проверьте:

    • все ли препараты есть;
    • не истек ли у них срок годности;
    • прочитайте аннотацию к каждому. Если ребенку назначена дозировка, отличающаяся от той, что в аннотации, переспросите маму, не закралась ли здесь ошибка.

  2. Составьте (или получите от мамы) расписание приема лекарств и повесьте его на видном месте. Пользуйтесь будильником или таймером, которые будут вам напоминать об очередном приеме лекарства (строго по часам принимают обычно гормоны, сердечные препараты, большинство антибиотиков).

  3. Случайно пропустив час приема лекарства, сообщите об этом родителям ребенка и действуйте по их указаниям. Общие правила здесь таковы: важно не количество часов, прошедших после пропущенного, а сколько времени осталось до следующего приема. Если вы "опоздали" на 1-2 часа, то препарат следует дать, если больше, - лучше пропустить прием лекарства до следующего, чтобы избежать передозировки.

Как дать жидкое лекарство. Проще всего это сделать с помощью одноразового шприца (без иглы!), тогда лекарство попадет в полость между челюстью и щекой, где меньше вкусовых рецепторов (в отличие от языка). Кстати, мерные шприцы сейчас входят в комплект некоторых лекарственных препаратов. Лучше всего придумать игровую ситуацию, которая каждый раз будет сопровождать эту процедуру. Имейте под рукой чашку или соску с водой, чтобы дать ребенку запить лекарство при необходимости.

Держать малыша удобнее, посадив его боком к себе на одно колено, другой ногой можно фиксировать его ноги. Одной рукой вы обхватываете его за плечи (в случае необходимости можете зафиксировать и его руки), другой - даете лекарство.

Как дать лекарство в таблетках. Для малыша младше года таблетку без защитной оболочки можно растереть в порошок - если целую ему не проглотить. Детям постарше таблетку с неприятным вкусом можно дать с ложкой пюре, сока, варенья. Однако следует посоветоваться с врачом, чем лучше устранить неприятный вкус лекарства, чем лучше его запить, так как некоторые соки, пища, молоко способны понизить действие препаратов, а некоторые наоборот - улучшат всасываемость и повысят эффективность.

Сейчас выпускается большое количество лекарственных средств в капсулах и кислотоустойчивой оболочке (например, мезим-форте, панкреатин), их целостность лучше не нарушать. Попадая в желудок, такой препарат потеряет часть лечебных свойств. Если по инструкции не запрещается смешивать лекарство с пищей (например, линекс), можно открыть капсулу, аккуратно отделить необходимую часть вещества и перемешать его с едой или питьем. Когда в инструкции написано, что лекарство в капсуле находится в дополнительных микросферах, как, например, креон, то его также можно вскрыть и дать ребенку, предложив потом малышу обильно запить его водой. Если ребенок не может принять прописанное лекарство, необходима консультация врача и замена препарата на аналогичный в удобной для маленького пациента лекарственной форме.

Чем запивать лекарства. Лучше всего водой, бутилированной или кипяченой. Кислые фруктовые и овощные соки могут нейтрализовать фармакологический эффект некоторых антибиотиков, усилить фармакологический эффект аспирина, барбитуратов. Молоком можно запивать те лекарственные препараты, которые раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта. Не следует запивать молоком таблетки с кислотоустойчивой оболочкой (панкреатин, мезим и т.д.), так как при этом растворяется предохранительная оболочка, и препарат разрушается, не достигнув места всасывания.

Домоводство (3-5 лет)

Румяный кабачок

На самом-то деле он, конечно, бледно- или темно-зеленый (цуккини), с почти белой или желтоватой мякотью. И дети порой не особенно жалуют этот овощ. Но мы сумеем приготовить его так, что пальчики оближешь!

Кабачок на решетке. Молодые кабачки нарезать круглыми ломтиками, зрелые - освободить от семян и нарезать ломтиками толщиной 1-1,5 см. Выложить на решетку, посолить, сбрызнуть растительным маслом (удобно это делать, налив масло в небольшую пластиковую бутылочку, а в крышке проделав пару маленьких отверстий) и запекать в духовке до мягкости (под решеткой разместите противень для стекающего масла или сока).

Оладушки. Очищенный от кожуры и семян кабачок натереть на терке, чуть присолить, дать постоять 15-20 минут, слить лишний сок, добавить блинную муку из расчета 1 ст.л. на 200 г кабачка, хорошо вымесить до однородной консистенции. Обжаривать оладьи на сливочном или растительном масле (во втором случае - выкладывать на бумажное полотенце, чтобы избавить от излишков масла).

Занятия (5-8 лет)

Карточная игра

Если вам кажется, что у подопечного-дошкольника (а бывает, и у младшего школьника) не все ладится со счетом, советуем научить его игре... в карты. Эта не совсем обычная (для взрослых) игра будет такой же азартной, как и карты настоящие, а потому способна быстро и эффективно обучить ребенка считать, складывать, вычитать и сравнивать числа до десяти (двадцати). Игра делает наглядными такие понятия, как состав числа, четность-нечетность, "больше", "меньше", "поровну". Придумала ее Татьяна Барчан из Москвы, а описала педагог Ольга Макина.

Для игры можно взять обыкновенные игральные карты, но лучше изготовить "картишки" самостоятельно. Это несложно: использованные билетики на метро (автобус, троллейбус, трамвай) обклеиваем с обеих сторон плотной непросвечивающей пленкой-самоклейкой так, чтобы с одной стороны была симпатичная "рубашка", а с другой на белом фоне можно было бы расположить маленькие веселенькие наклеечки от 1 до 3 см в диаметре - улыбчивые рожицы, божьи коровки, мышки, котята, цветочки и пр.

Порядок счетных единиц на карте должен совпадать со стандартным карточным узором - проверено, именно такой узор легче всего "увидеть" одним взглядом и запомнить. Идеальные формы для счетных элементов - круги и овалы. Важно, чтобы все картинки в колоде были однотипными.

Максимальное количество карт не должно превышать 30-35 штук. Для начала возьмите карты со счетными элементами от 1 до 6. Одна карта - "ноль", далее всех по три штуки: три "единички", три "двойки" и т.д.

Правила первого этапа игры могут быть самыми простыми. Например, каждый из игроков (их двое или больше) вынимает из тщательно перетасованной колоды себе карту и считает, сколько у него на карте. У кого больше "кружочков" ("котят", "мышат" или др. счетного материала), тот и выиграл и забирает себе обе карты. Если карты "весят" одинаково, каждый берет себе по одной. Выигрывает тот, у кого к концу колоды наберется больше карт. (Когда этот вариант игры будет освоен, правила можно изменить: обе карты забирает себе тот, у кого карта "младше".)

После того, как ребенок "видит" все карты до шести (то есть ему уже не надо пересчитывать все элементы), колода "добавляется" до "восьмерок", затем до "десяток". Затем наступает пора потренироваться в сложении с переходом через десяток. Вот вариант правил. В колоде оставляют карты до "шестерок", каждый игрок в один заход тянет не по одной, а по две карты. Перед началом игры игроки загадывают число меньше 12. Выигрывает тот, у кого на двух картах будет загаданное число.

Понятно, что правила дальнейших игр можно придумывать самостоятельно сколь угодно долго!

Использованы материалы журналов "Мама и малыш", "Наш малыш", книги "Детское питание" О.Афанасьевой (издательство "Эксмо")


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных