Работа няней >> Нянина копилка

Новогодний фуршет, игры вокруг елки и кое-что о шнурках

Содержание:

Последний в уходящем году выпуск "Няниной копилки" получился "полосатым", как и вся наша жизнь. В нем нашлось место и новогодним приготовлениям, и серьезным вопросам, волнующим многих нянь: как прикармливать ребенка, кормящегося грудью, и что предпринять для более близкого знакомства воспитанника с пуговицами на одежде и шнурками на обуви.

Питание (9 месяцев - 1,5 года)

Правила введения прикорма для грудничка

Процесс знакомства малыша с новой пищей довольно подробно описан в литературе и на сайтах для родителей. Однако все эти схемы и рекомендации рассчитаны на детей-искусственников, которых в нашей стране еще большинство - около 70%. Основной принцип введения прикорма для них - постепенное замещение кормлений молочной смесью новыми блюдами: овощным пюре, кашей, мясным пюре и т.п. Но чем больше появляется малышей, полноценно (до 6 месяцев и далее) кормящихся грудью, тем понятнее становится: для грудничков общепринятая схема "не работает". Каких же правил предлагают придерживаться специалисты по грудному вскармливанию мамам и няням, на чьем попечении находится истинно грудной малыш?

  1. Грудное вскармливание и введение прикорма - это два абсолютно параллельных процесса. С грудью ребенок второго полугодия жизни (и старше) засыпает и успокаивается, сосет ее ночью. А новую еду пробует, когда оказывается вместе со взрослым за столом. Так что грудь (в отличие от бутылочки со смесью) и прикорм не связаны друг с другом ни по времени, ни по объему, ни по целям. Соответственно, способ введения прикорма по принципу постепенного замещения кормлений не подходит для детей на естественном вскармливании. Основной пищей ребенка до 1,5 лет остается мамино молоко - даже если мама уже работает каждый день, а малыш много времени проводит с няней (обычно необходимость докорма сцеженным молоком в мамино отсутствие исчезает после 9 месяцев). Свою "норму" в этом случае кроха получит из груди вечером и ночью.
  2. Ребенка можно и нужно начинать прикармливать теми продуктами, с которыми он уже "познакомился" через мамино молоко, - иными словами, тем, что ела и ест его мама (понятно, что речь идет о домашней еде, полезных и питательных продуктах). Если прием пищи ребенком и мамой происходит одновременно - это очень хорошо; работающим мамам стоит стремиться к тому, чтобы это происходило хотя бы пару раз за день. Материнское молоко в этом случае помогает усваивать не только само себя, но и новую для малыша еду. А специальные продукты для детского питания созданы в основном для детей-искусственников, которым требуется куда более щадящая обработка пищи - ведь их пищеварительная система лишена защиты, которую предоставляет материнское молоко.
  3. Полный цикл введения прикорма растягивается примерно на год. В этот период малыш должен попробовать ту еду, которую он будет есть дальше на протяжении всей жизни, и хорошо привыкнуть к ней. (Еще и поэтому "баночное" питание не должно становиться основой рациона - ребенку важнее освоиться с той едой, которую едят в его семье.) В возрасте примерно от 6 до 18 месяцев он постепенно создает собственную "информационную базу": разнообразие (или однообразие) продуктов, их консистенция и температура, их вкусовые свойства, размер, способ употребления, способ приготовления, сезонность появления и т.п.
  4. Грудничок сразу же пробует пищу разной консистенции: и размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы после начала введения прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые кусочки.
  5. Есть самостоятельно ребенок тоже обучается сразу. Сам берет кусочки и отправляет их в рот. Сам доносит содержимое ложки до "места назначения". Сам держит чашку и пьет из нее. Конечно же, мама или няня следит за правильностью движений и за поддержанием чистоты вокруг ребенка, помогает при неловких попытках поесть или попить по-взрослому. Но неполезно превращать введение прикорма в пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной взрослым.

Подробно о том, что и как делать, мы расскажем в следующий раз.

К Новому году (1,5-3 года)

Пока родители празднуют...

Собственно новогодний утренник для малышей этого возраста обычно организуют сами родители - обычно для 2-3 детей друзей или родственников. Но в дни праздников у няни может появиться необходимость занять маленьких гостей дома в то время, пока родители общаются между собой. Вот пара игр, которые легко подготовить и провести - к восторгу детей.

Снежки и снеговики. Вам понадобится пачка самых простых бумажных салфеток, широкий таз или корзина, лист ватмана или кусок старых обоев, двусторонний скотч, толстый фломастер. Заранее нарисуйте на листе силуэт снеговика с веселой рожицей и наклейте внутри контура двусторонний скотч. Сначала можно сыграть в "метких стрелков" - малыши "лепят" из салфеток снежки и забрасывают их в таз. Потом устроить "перестрелку" - пусть снежки летают по комнате. И, наконец, настает пора "слепить снеговика" - прицепить салфеточные снежки на скотч.

Что на елочке? Вам понадобятся вырезанные из светлого картона простые силуэты игрушек, зверей, геометрические фигуры размером 10-15 см, цветные мелки или фломастеры. В заготовках проделайте дырочки и проденьте в них ленточки - это будущие елочные игрушки. Расположитесь с детьми около елки, попросите хорошенько рассмотреть ее. Создайте настроение - опишите несколькими фразами то, что вы видите. А затем задавайте детям вопросы (хорошо, если получится в рифму), на которые они могут отвечать по одиночке или хором. Называйте и то, что висит на елке в качестве игрушек, и то, чего нет. Например: "Есть ли на елочке стеклянные сосульки? (Да!) А деревянные свистульки? (Нет!) Есть ли разноцветные птички? (Да!) А горячие спички? (Нет!)" А теперь предложите малышам доделать недостающие украшения для елки - раскрасить картонные заготовки по своему усмотрению. Обязательно повесьте эти шедевры на новогоднее дерево.

Полезные навыки (3-5 лет)

Пуговицы и шнуровки

В этом возрасте ребенок способен совершенствовать какие-то навыки не только из игрового интереса, но и в процессе собственно занятий. Поэтому для обучения застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков годятся и приемы, о которых мы рассказали в прошлый раз, и некоторые другие.

Игры-шнуровки сами по себе редко нравятся малышам. Для того чтобы возникло желание пришнуровать к домику окошко или к ежику грибок, выполнить узор на шнуровальном планшете, игру надо эмоционально оживить: придумать коротенькую сказку, где малыш выступал бы помощником вымышленному персонажу - например, мышонку, живущему в деревянном ботинке (есть и такая игра-шнуровка). Возможно, вместо специальных пособий малышу будет больше по душе играть с настоящей обувью - старым папиным ботинком или мамиными кроссовками. Поселите там гномика или домового, "достраивайте" их жилище или превращайте в машину, корабль, самолет - чем больше фантазии, тем веселее пройдут тренировки.

Узлы и бантики девочки обычно осваивают быстрее - у них в этом возрасте лучше скоординированы руки, да и возня с переодеванием кукол и собственными туалетами не проходит даром. Мальчиков можно обучить завязыванию-развязыванию, показав морские (или туристические) узлы и затеяв игры в пиратов, альпинистов и т.п. На это время веревки и веревочки, а также шнурки и даже нетолстые канаты должны стать частью игрового оборудования.

С пуговицами можно пойти более дидактическим путем, приобретя или сделав самостоятельно пособие по затегиванию и одновременно сортировке. Оно может представлять собой планшет из плотной ткани с нашитыми на него пуговицами, расположенными рядами, группами или как-то еще. Из лоскутков вырезаются фигуры - 2-4 разных цветов, или 2-4 разных форм с прорезной петлей посередине. Эти лоскутки малыш пристегивает к планшету по тому или иному принципу. Края и прорезь не надо специально обрабатывать: поистрепались - проще нарезать новые. Для усложнения задания пуговицы со временем могут становиться все меньшего размера.

Домоводство (5-8 лет)

Фрикадельки, крокеты, канапе...

Няне подросшего ребенка нередко приходится принимать участие в подготовке новогоднего детского праздника. Многие сталкиваются с тем, что идеи для игр и развлечений находятся довольно легко, а вот с угощением возникают проблемы: ведь совершенно ни к чему сооружать для малышей "взрослый" стол, к которому они вряд ли притронутся. Детский праздник - это в первую очередь движение, поэтому и блюда должны быть такими, чтобы съел - и побежал дальше, участвовать в новых конкурсах. Автор журнала "Мама и малыш" Ирина Баринова предлагает следующие рецепты для детского фуршета.

Канапе "ассорти"

100 г сливочного масла, 4 ст. л. творога, 1 крупный помидор, 1 небольшой зелёный сладкий перец. Тщательно растереть размягчённое сливочное масло с творогом. Сладкий перец, очищенный от семян, нарезать мелкими кубиками. Помидор очистить от семян и кожицы, нарезать мелкими кубиками. Смешать творожную массу, овощи, посолить. Намазать на половинки сваренных вкрутую яиц.

400 г брынзы или феты, 50 г свежей петрушки, 125 г сливочного масла, 50 г свежего огурца. Растереть в пену размягчённое сливочное масло, смешать с размятой вилкой брынзой и нарезанным огурцом. Добавить рубленую зелень, посолить, перемешать. Намазать на тонкие ромбики из чёрного хлеба.

200 г сыра, 200 г отварной куриной грудки, 125 г натурального йогурта, 1 солёный огурец. Растереть сыр, добавить мелко нарубленную курицу, мелко нарезанный солёный огурец. Заправить натуральным йогуртом. Намазать на ломтики багета.

Фрикадельки "От Карлсона"

500 г смешанного фарша (говядина + свинина), оливковое масло, 2 варёные свеклы,200 г томатного сока, мука, 1 яйцо. Очистить свеклу, натереть на мелкой тёрке. Фарш хорошо вымесить, добавить яйцо, свеклу, посолить. Разделать на фрикадельки величиной с абрикос, запанировать в муке и обжарить на оливковом масле. Влить томатный сок, посолить, тушить до готовности. Готовые фрикадельки выложить на блюдо, украсить зеленью.

Крокеты "Угощение для Алисы"

300 г манной крупы, бульона в 2 раза больше объема крупы, 30 г сливочного масла, 100 г растительного масла, 50 г твердого сыра, 2 ст.л. резаного укропа, 2 яйца. Крупу смешать с небольшим количеством холодной воды, влить в кипящую воду. Разварить на слабом огне, часто помешивая. Готовую кашу (она должна получиться густой) выложить в миску, остудить. В кашу вбить яйца, добавить 30 г масла, укроп, тертый сыр, соль, тщательно растереть. Сформировать шарики, обжарить. Подать с сырыми овощами, сметаной.

Легкий десерт

200 г мягкого творога, 50 г сливок, 150 г банана, 30 г сахара, мандарин. Творог взбить со сливками и сахаром до кремообразного состояния. 100 г банана размять в пюре и смешать с творогом. Выложить на десертные тарелки, украсить дольками мандарина.

Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", сайта "Наш ребенок", журнала о маме и ребенке "Мама и малыш".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных