Работа няней >> Нянина копилка

Стирка без машины, лазание без травм и воспитание без порицаний

Содержание:

Раз уж няня заменяет маму, то придется ей побыть и прачкой, и спортивным тренером, и педагогом раннего развития, и психологом. Как установить контакт с ребенком? С чего начать занятия лепкой? Сколько свободы предоставить малышу во дворе? Вас ждут ответы на эти и другие вопросы. Плюс веселая песенка-игра.

Домоводство (3-9 месяцев)

Если предстоит стирка

Большинство младенцев, к которым приглашают няню в столь юном возрасте, щеголяют в одноразовых подгузниках, а дома у них непременно присутствует стиральная машина-автомат. Что сводит к минимуму усилия по поддержанию чистоты детского белья. Однако бывает, что родители малыша не считают нужным пользоваться одноразовыми подгузниками; встречаются также дети, которым из-за аллергии никак не удается подобрать безопасный стиральный порошок, даже детский. Случается, что няня ухаживает за малышом на даче, где "стиралки" может и не быть. Как действовать в подобных случаях?

Удобно завести большое пластмассовое ведро с крышкой, в котором держать свежий раствор или детского порошка, или детского мыла. Мокрые пеленки сразу отправляем туда, испачканные - промываем под струей воды, густо намыливаем в местах загрязнений и тоже в ведро. С кофточек и маечек, испачканных едой (кроме грудного молока - оно отойдет и так), хорошо бы сразу после переодевания ребенка смыть загрязнения под струей холодной воды, а потом замочить белье в том же ведре.

Собственно стирка в этом случае почти не понадобится: вынимая белье для полоскания, просматриваем его, застирывая места, которые "не отошли". Полоскание - наиболее трудоемкий процесс - можно поручить стиральной машине; если же приходится полоскать вручную, не экономьте воду.

Педиатры уже почти сошлись на том, что кипятить и гладить детские пеленки и белье не нужно и даже вредно: стерильная среда, которая создается таким образом вокруг ребенка, не способствует формированию иммунитета и таит в себе угрозу аллергических заболеваний. Если ваши работодатели с этим согласны, то достаточно просто аккуратно развешивать вещи для сушки, чтобы даже без глажения они хорошо выглядели. Кстати, на подавляющем большинстве предметов одежды даже для новорожденных сегодня стоит значок: стирать при 40 градусах.

Играем на улице (9-18 месяцев)

Карабкаемся и перелезаем

Малыша, который научился ползать и вставать, держась за опору, неумолимо тянет вверх - он с азартом карабкается на низкое кресло, может подолгу тренироваться, переползая через диванные валики и подушки, а если поблизости окажется лестница с довольно широкими ступенями, постарается забраться и на нее. Ползанье сменяется карабканьем к концу первого года жизни неспроста: получив представление о расстоянии на плоскости, ребенок должен освоиться и с высотой - без этого невозможно научиться безопасно ходить. Отрабатывать полезные навыки карабканья и перелезания можно и на улице - для этого подойдут непременно наличествующие на детской площадке горка и песочница.

Ползунок, умеющий стоять у опоры, с удовольствием будет держаться за край песочницы и наблюдать за играющими в ней детьми. Затем ему тоже захочется оказаться по ту сторону бортика. Научите своего подопечного, держась обеими руками, переносить одну ногу через барьер, затем наваливаться на него всем телом - и переносить другую ногу. Даже если вы не разрешаете малышу играть в песочнице (ведь это будет происходить стоя на коленях), такое переползание туда-обратно его позабавит и научит безопасно преодолевать высокие препятствия.

Если ребенок стремится на горку вслед за старшими детьми, его можно поднести к началу лестницы и поставить у ступенек (лучше, если горка в этот момент будет свободна). Какое-то время малыш постоит на месте, похлопает по ступенькам, а потом может начать карабкаться вверх. Ваша задача: следить за правильными движениями рук и ног, страховать, но - это очень важно! - не поддерживать, не становиться для него опорой. Если малыш преодолел несколько ступенек, а до верху не добрался, помогите ему слезть таким же способом, задом: дотянуться ногой до нижележащей ступеньки, поставить ногу, приставить к ней другую, переставить руки, поставить ноги на колени и т.п. Если малыш дополз до верхней площадки, пусть сядет - вы по-прежнему страхуете. Теперь передвиньте его поближе к спуску и, придерживая, скатите вниз. Ребенок, освоивший подъем и спуск "всем своим телом" (а не с помощью перил и не на руках у взрослого), получает правильное представление о высоте и значительно лучше защищен от возможных опасностей, которые она таит.

Это совершенно обычное времяпрепровождение для малышей чуть младше и чуть старше года, но все же получите на него "добро" от родителей ребенка. И руки непременно будут пачкаться - имейте с собой влажные салфетки.

Играем дома (1,5-3 года)

Яблочко от яблони

Известно, что на первых занятиях с пластилином малыши обычно учатся катать шарики и колбаски. А еще детям нравится размазывать пластилин или прилеплять его к чему-то. Вот как можно потренировать эти навыки в игре.

Вам понадобится: лист цветного или обычного картона (А4 или больше), карандаш, ножницы, понемногу мягкого пластилина разных цветов, доска для лепки.

Заранее вырежьте из картона силуэт дерева (куста) - на нем вы и будете вместе с малышом "выращивать" яблоки или другие плоды, ягоды. (Если дело происходит в преддверии Нового года, дерево может быть елкой - тогда вы станете "развешивать" игрушки, украшать елочку.) Расскажите ребенку коротенькую историю о том, как весной на яблоне распустились нежные бело-розовые цветы, потом их сменили завязи - будущие яблочки, а к концу лета среди листвы стали заметны поспевающие плоды. Рассказывая, отщипываем от куска пластилина маленькие кусочки, скатываем в шарики (детям легче делать это не между ладонями, а на доске) и прилепляем их на дерево. (Поначалу вы можете катать шарики, а малыш - прилеплять их, потом на время поменяться ролями.) И вот когда яблоки поспели, налились (в это время все дерево уже заполнено пластилиновыми кружочками), пришел садовник и стал их собирать. Здесь вы можете взять небольшую формочку и начать обратный процесс: отлеплять кружочки от дерева, катать из них снова шарики и складывать в "корзину".

Не спешите за один раз рассказать всю сказку и выполнить всю работу. Изо дня в день продвигайтесь все дальше, обогащайте свой рассказ новыми деталями. А малыш будет исподволь тренировать пальчики и становиться внимательнее. Подобных занятий можно придумать множество. Со временем введите понятия "шар", "шарик" и "круг", "кружочек". Пройдя "через руки" ребенка, они надежно закрепятся в памяти.

Устное творчество (3-5 лет)

Очень-очень вкусный пирог

Это стихотворение Даниила Хармса может стать словесной игрой, где последнее слово в строчке вы оставите за малышом, а может - песенкой с такими же правилами. Если вы знакомы с творчеством Сергея Никитина, наверняка вспомните мотив, на который он положил слова Хармса. (В песенке первая строчка каждого двустишия повторяется трижды.)

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе... (позвал)

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости... (не идут)

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил)

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту... (съел)

Когда же гости подошли,
То даже крошек... (не нашли)

Психология (5-8 лет)

Учимся принимать ребенка

Для того чтобы установить с человеком контакт, необходимо создать для него атмосферу принятия, убеждена современная психологическая наука. К детям это относится в первую очередь. Когда ребенку говорят слова одобрения, приветливым взглядом, улыбкой, общим расположением дают понять, что он хороший, что его существование для нас - радость, это подпитывает растущего человека эмоционально, помогает ему правильно психологически развиваться. И наоборот: путь непрекращающихся критических замечаний, понуканий, требований, одергиваний - тупиковый, он разделяет взрослых и детей и сводит на нет все воспитательные усилия.

Научиться безусловно принимать ребенка может быть особенно полезно начинающей няне, на попечении которой оказался старший дошкольник или школьник. Общаясь с малюткой, взрослые естественно начинают с ласковых слов, улыбок, стараются взять на руки, заинтересовать игрой, игрушкой. К детям старше трех лет в нашей культуре принято относиться более жестко и требовательно, и вместо установления добрых отношений с воспитанником (а на это нужно время!) няня может сразу начать с того, зачем ее, собственно, и пригласили: развивать те или иные навыки, заниматься подготовкой к школе, помогать выполнять домашние задания.

Итак, насколько вам удается принимать ребенка? Попробуйте подсчитать, сколько раз в течение дня вы обращаетесь к нему с эмоционально-положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Подсчет хорошо бы вести в течение нескольких дней. Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то общение с ребенком нельзя назвать благополучным. Изменить его в лучшую сторону помогут следующие правила.

Выражайте недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Осуждая действия ребенка, не осуждайте его чувства, даже нежелательные, - он имеет на них право.

Постоянное недовольство действиями ребенка рискует перерасти в неприятие его.

Использованы материалы книг У. и М. Серз "Ваш ребенок", Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", а также сайта Евгении Кац "Мышкин дом"


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных