Проза жизни >> Полезные статьи

Учиться по-голландски

"В Голландии каждый имеет право заниматься любимым делом" — эта фраза вполне могла бы претендовать на девиз восприятия мира голландцами. С этим девизом они рождаются, воспитываются в школе и дома, и, в конечном итоге, переносят его во взрослую жизнь. Перед тем как рассказать про образование в Голландии, хотелось бы немного остановиться на устройстве их семейной жизни в целом.

Переехав сюда, мы через некоторое время обнаружили: здесь совсем не принято жить "одной большой семьей" в широком понимании этого слова. А именно: бабушки и дедушки всегда живут своей жизнью, отдельно, видят детей и внуков, в основном, на каникулах. И визиты эти, как правило, длятся не более двух выходных дней. О том, чтобы отправить ребенка жить на каникулы к бабушке и дедушке не может быть и речи, только в виде большого исключения. Вот и получается, что на улицах очень редко можно встретить бабушку или дедушку, прогуливающихся с внуками, или забирающими их из школы, например. В то же время, мама, едущая с тремя детьми на одном велосипеде — вполне нормальная картина для голландского города. В голландском языке даже используется 2 разных слова для обозначения семьи: одно для семьи, в которую входят мама, папа и их дети, а второе для большой семьи с бабушками, дедушками, тетями, дядями и их детьми.

По закону декретный отпуск в Голландии составляет всего 16 недель. Таким образом, женщина снова выходит на работу, когда ее ребенку исполнится 2,5-3 месяца. И вот тут возникает вопрос выбора детского сада. В стране не существует отельных яслей для грудных детей, есть только садики и игровые группы. Детский сад представляет собой небольшое отдельное помещение, в котором находится одна группа детей от 3-х месяцев до 4-х лет. Все играют в одной комнате, там же стоят кроватки для грудных детей. На группу из 12-18 детей приходится 3-4 воспитателя одновременно. Игровая группа — это примерно то же самое, только для детей от 2-х до 4-х лет, и, как правило, не на целый день, а на несколько часов.

Как только ребенку исполняется 4 года, он может идти в школу. Школа в Голландии обязательна к посещению с 5 лет, то есть после 4-х лет можно год посидеть дома. Но большинство родителей отправляет детей в школу с 4-х лет, потому что услуги няни стоят дорого, а в садик ребенка старше 4-х уже не берут. "Первый раз в первый класс" ребенок идет на следующий день после своего 4-го дня рождения, никто не ждет до сентября, или до начала нового учебного месяца. Обязательность образования распространяется на детей от 5 до 16 лет, потом образование становится необязательным. Муниципальный исполнитель проверяет, чтобы дети школьного возраста, зарегистрированные как жители, были также зарегистрированы и как ученики при школах.

В основе системы голландского просвещения лежит базовый принцип свободы образования. Гарантия этого принципа заложена в Конституции Голландии, как и свобода учреждения школ, организации обучения в них и определения принципов, на которых они основаны — свободы совести и вероисповедания. То есть, граждане Нидерландов имеют право открывать школы на основе своих религиозных, идеологических или образовательных убеждений при наличии достаточного количества учеников и за счет финансирования из бюджета страны. ?Как результат этой политики, родители в Нидерландах могут выбирать школу для своих детей из огромного числа общественных и частных школ. Общественные школы управляются комитетом по образованию при местной администрации, подчиняющемуся министерству образования. Общественные школы открыты для всех детей, независимо от религии или убеждений.

Около 65% всех школьников в Нидерландах посещают частные школы, которые могут управляться общественной организацией или частным фондом. Большинство из них принадлежат религиозной общине, и в основном делятся на протестантские и римско-католические, но есть также еврейские, исламские, индуистские школы. Существуют и частные школы, не связанные с религиозной общиной, но выстраивающих свою программу по определенным образовательным системам, подобно школам Марии Монтессори. В отличие от общественных школ, которые по закону обязаны принимать всех учеников, частные школы могут наложить некоторые ограничения и отказать вам в приеме вашего ребенка.

Родители имеют право выбрать любую школу, для этого предварительно записавшись на встречу с директором. Школьное образование в Нидерландах финансируется из денег налогоплательщиков. За обучение ребенка в обычной младшей школе правительство платит около 4000 евро в год, а в специальной школе для проблемных детей около 7000 евро в год.

Принцип свободы образования означает, что школы имеют право самостоятельно определять программу и методы обучения. Также школы получают значительную свободу в выборе учебных материалов. Министерство образования, Культуры и Науки, однако, налагает множество установленных законом стандартов относительно качества образования. Стандарты устанавливают список обязательных предметов, критерии оценок и содержание государственных экзаменов. Есть также общие правила о количестве учебных часов в году, обучении преподавателей и необходимой учительской квалификации, о правах родителей и учеников и т.п. Все школы, частые и общественные, регулярно проходят инспекции с целью проверки качества образования. Эти инспекции организуются министерством и важны для школ, ведь чем ниже рейтинг, тем меньше будет желающих учиться здесь, тем меньше будут субсидии государства. Результаты инспекций начальных и средних школ доступны для всех желающих, в том числе и в интернете. Родители могут прочесть отчеты, увидеть сильные и слабые стороны школ и выбрать наилучшее для своего ребенка.

Ребенок не имеет права пропускать школу без уважительной причины. Поскольку посещение школы обязательно, никто не позволит забрать ребенка за день до начала каникул. Например, если родители купили путевки на море за неделю до начала каникул, то можно быть уверенными, что родителей оштрафуют в размере от 50 евро за каждый пропущенный учебный день. А если родители вообще не отправляют пятилетнего ребенка в школу, а держат его дома без уважительной причины, то по голландскому закону они совершают преступление и будут иметь дело с исполнительной службой, которая наложит серьезный штраф в качестве первого предупреждения. В случае повторного уклонения от обязательного образования, семьей заинтересуются социальные службы — вплоть до лишения родительских прав. Бывает, что ребенок прогуливает школу без ведома родителей — тогда школа немедленно свяжется с вами, чтобы выяснить причину.

Начальная школа в Нидерландах длится 8 лет — с 4-х до 12-и. Один раз в год дети сдают экзамены в форме тестов. Результаты заносятся в "личное дело" ученика, которое хранится в школе все 8 лет обучения. Кроме результатов экзаменов, в "личном деле" хранится детальная информация о физическом развитии, сенсорной координации, образе жизни, социальных навыках ученика, например, умении работать в коллективе, поведении на улице и т.д. Таким образом можно оценить успехи и развитие ребенка в динамике. По окончанию начальной школы, в свои 12 лет дети сдают самый важный тест по всей школьной программе. Результаты этого теста и заключение учителей определяют, фактически, всю последующую жизнь молодого человека. Например, с плохими результатами ребенок не имеет права подавать свои документы в хороший колледж. В 12 лет в Нидерландах определяется вся дальнейшая судьба ребенка: будет ли он учиться дальше в вузе, или получит среднее специальное (профессиональное) образование и станет продавцом, парикмахером, садовником.

Когда нашему сыну исполнилось 3 года, мы озаботились выбором школы для него. Была поставлена задача найти хорошую школу недалеко от дома. Немного поузнавав, мы выяснили, что у каждой школы есть свой рейтинг, и чем он выше, тем сложнее туда записаться. Обычно каждая школа имеет свой веб-сайт в интернете, на котором можно получить первичную информацию, а именно: средние по школе результаты выпускного теста, количество учеников в классе, динамику результатов за 3 года. Также рейтинг школ можно найти в некоторых специальных печатных изданиях и на сайте министерства образования. Выбрав по рейтингу первые 10 общественных школ в нашем городе, мы начали им звонить. В первых 4-х мест не было, в пятой нам назначили встречу через полтора месяца. Тем временем мы сходили на разговор с директорами одной католической и одной протестантской школы, которые были от нас в непосредственной близости. В разговоре нам сказали, что религиозная направленность школы выражается только в объяснении детям праздников, таких как Пасха, Рождество и подготовка к ним. В остальном же разницы с общественными школами нет. Обе школы нам понравились. На встрече нам дали бумаги, которые необходимо заполнить и выслать по почте в случае положительного решения. Затем мы попали на разговор в школу с самым высоким рейтингом. Она находилась довольно далеко от дома, надо было бы ездить каждый день машиной в оживленный район, а это всегда проблемы с парковкой, опоздания, нервы. Школа была хороша без сомнений, но и мы, и директор довольно скептически отнеслись к перспективе ездить туда дважды в день. Тем не менее нам не отказали.

Подумав, мы выбрали протестантскую школу по соседству, так как рейтинг ее был тоже очень высоким, сама школа была большой и светлой, и результаты итогового теста школьников росли на протяжении 4-х лет. Отправили туда документы почтой, и стали ждать. Через некоторое время нам перезвонили и попросили разрешения прийти в детский сад посмотреть на нашего ребенка. Это было очень неожиданно. "Неужели нам еще могут отказать?", — думали мы. Через неделю из школы позвонили, сказали, что с радостью возьмут нашего ребенка. В наших глазах это еще раз утвердило позиции школы, так как такой подход к отбору учеников вызвал уважение.

Как правило, вся система начального образования рассчитана на то, что ребенок учится только в пределах школы. Дети не получают домашних заданий до 7-го класса, у них нет учебников как таковых. Ведется рабочая тетрадь, в которой ученики выполняют задания с учительницей в школе. Как только в тетради заканчиваются неисписанные страницы, ее можно забрать с собой домой. До этого тетрадь находится в школе, и посмотреть ее родителям можно только с утра перед уроками. Более того, родители вообще не участвуют в процессе обучения, они только информативно получают представление о том, что проходят сейчас их дети. Один раз в год осенью учителя организовывают информационный вечер для родителей, на котором рассказывают вкратце программу обучения на год. Домашние задания для 7-8 класса — это не что иное, как подготовка ребенка к последующему среднему образованию. Если ребенок учится плохо, родители узнают это только из результатов ежегодного рапорта. В этом случае, по желанию родителей, можно попросить дополнительные задания на дом. За работу в школе оценки не ставятся, просто в рабочей тетради исправляются ошибки и отмечаются галочками. За успеваемость не ругают и не поощряют, это считается непедагогичным. Иногда в связи с плохими результатами тестирования ребенка могут оставить на второй год. Это считается нормальным, ведь все дети развиваются по-разному, ничего позорного в этом нет.

Школьный день начинается в 8.30 и заканчивается в 15.15. Есть перерыв на обед с 12.00-13.00. Многие дети уходят домой на это время, остальные же обедают в школе за дополнительную плату. Ребенок ест и пьет то, что взял с собой из дома, обычно это бутерброд и фрукты. Школьных столовых в Нидерландах не существует. Один раз в неделю (обычно это среда) короткий день, до 12.00. Иногда для младших групп в некоторых школах устанавливают 2 коротких дня, среда и пятница. Все продленки, кружки, спортивные секции, музыкальные школы и др. начинают свою работу после окончания учебного дня. Многие секции работают и по субботам, а воскресенье — по всей стране выходной, открыты только "развлекательные заведения": музеи, игровые центры, кино, зоопарки. Голландских детей редко можно встретить в будний день просто так играющих на детских площадках. В основном, они все свое время заняты: после школы есть время посетить одно-два дополнительных занятия, или сходить в гости к друзьям; ровно в 18.00 у всех ужин, а в 20.00 дети ложатся спать. Первое время я даже не могла понять, почему после 20.00 улицы как будто вымирают, детей на них не встретишь.

Каникулы в школах 4-5 раз в течение учебного года, как и в Украине. Существуют выходные дни, и государственные праздники. Однако, в отличие от Украины, летние каникулы в Голландии длятся всего 6 недель. Обычно они начинаются в середине июля и заканчиваются в начале сентября. Естественно, вся Голландия пытается уехать в отпуск именно в эти 6 недель, что вызывает ажиотаж среди населения, пробки на автомагистралях, завышенные цены на путевки куда-либо и авиабилеты. Для того, чтобы улучшить ситуацию, правительство поделило страну на 3 зоны: северную, южную и центральную. Одна часть голландских школ идет на каникулы на неделю раньше, и, соответственно, начинает учебу на неделю раньше, по истечении 6 недель, вторая и третья — на одну и две недели позже, соответственно.

В целом голландские школы дают ученикам хороший средний уровень знаний. Слабых стараются подтягивать по программе, заниматься с ними дополнительно. Сильных учеников дополнительно не нагружают, иногда им дают задания чуть выше по уровню сложности. Поэтому гении — явление довольно редкое в нидерландской школе. Мотивация учиться хорошо, на мой взгляд, довольно слабая: с любыми оценками и знаниями в Нидерландах можно жить нормально, найти себе занятие и работу по способностям. Каждый человек с детства свободен в своем выборе.

Polit.ua

[Статья]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных