Работа няней >> Нянина копилка

Простые столовые приборы, легко выполнимые советы и сложные рецепты

Содержание:

Работа няни - сочетание простого и сложного. Казалось бы, простая задача - научить малыша самостоятельно есть. Но как сложно бывает терпеливо реагировать на беспорядок за столом... Или: можно вместе с подопечным соорудить и совсем простой подарок домашним к Новому году (все равно ведь будут рады!) - но так и подмывает сделать что-нибудь эдакое... Сегодня мы поможем в разрешении противоречий!

Полезные навыки (9 месяцев - 1,5 года)

Ложка и вилка

Когда они должны появиться в руках у малыша - иными словами, в каком возрасте стоит учить ребенка есть самостоятельно? Время это неодинаково для разных детей - оно зависит от индивидуального развития. Можно начать давать ребенку ложку и вилку, если:

  • он уверенно сидит;
  • умеет брать рукой кусочки еды и доносить их до рта;
  • проявляет интерес к еде и манипулированию столовыми приборами.

Внимание: специальные пластмассовые ложечки и вилочки, входящие в набор детской посуды, бывают не очень удобны - ложки слишком мелкие, концы зубьев у вилок такие, что невозможно ничего наколоть на них. Возможно, правильнее будет воспользоваться обычной чайной ложкой и небольшой по размеру настоящей вилкой.

Если к началу обучения вы какое-то время кормили малыша с ложки, теперь просто кладите его ложку рядом с тарелкой, ваша же остается у вас в руках. Поощряйте все попытки ребенка зачерпнуть ложкой еду (пюре или маленькие кусочки) и донести до рта.

На малыше должен быть нагрудник или одежда, которую не жалко испачкать (можно питаться и голышом). Рядом с вами на столе обязательно должны быть салфетки - бумажные или тканевые, чтобы вытирать стол, лицо и руки ребенка по мере загрязнения (не дожидаясь окончания трапезы - это важно, мы ведь приучаем есть аккуратно!). При этом лучше не говорить никаких неодобрительных слов в адрес ребенка - просто убрать грязные следы и все.

Если ребенку предлагается еда кусочками (макароны, картофель, запеканка), можно предложить ему и вилку - иногда протыкать ею кусочки еды и доносить их до рта дети обучаются даже раньше, чем пользоваться ложкой. С непривычки дети довольно быстро устают есть с помощью приборов - в этом случае продолжайте дальше кормить малыша с ложки в своей руке или разрешите брать еду из тарелки руками.

Важно: как только манипулирование ложкой или вилкой начинает напоминать игру или баловство, трапеза прекращается! Даже если ребенок еще не доел "положенное", этот воспитательный момент надо соблюсти - и дело не только к аккуратности, но и в умении малыша ценить пищу, понимать ее значение.

В следующий раз мы расскажем, как начинать прикармливать детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, - у них знакомство с новой едой и столовыми приорами часто происходит одновременно.

Домоводство (1,5-3 года)

Мясо с секретом

Многим няням и мамам приходится изо дня в день решать непростую задачу: как накормить ребенка чем-то мясным. Ну, не любят многие современные детишки этот продукт, и все тут. Не любят и часто не очень-то умеют жевать... Приведенные ниже рецепты могут стать "переходными" от совсем нежной консистенции промышленного детского питания - к мясу настоящими кусочками.

Мясо отварное в сметане

200 г говядины или телятины, маленькая луковичка, 2-3 колечка моркови и корневой петрушки, 1 ч.л. муки, 1 ч.л. сливочного масла, 2 ст.л. сметаны, соль.

Мясо опустить в кипящую воду, добавить коренья и половинку луковицы и варить до готовности. Сваренное мясо мелко нарезать или пропустить через мясорубку. Половинку луковицы мелко нарезать и прокипятить в кастрюле со сливочным маслом, туда же добавить измельченное мясо, сметану, смешанную с мукой, посолить и еще раз прокипятить.

Мясной паровой рулет

200 г говядины или телятины, 5-6 кусочков белого хлеба, 2 ст.л. молока, яйцо.

Из мяса и размоченного в молоке хлеба приготовить котлетную массу, выложить ее на влажную марлю слоем 1,5 см, на середину положить сваренное вкрутую и порубленное яйцо. Приподняв марлю с одной стороны, соединить края котлетной массы, разровнять через марлю поверхность рулета, придать ему круглую форму, поместить на решетку паровой кастрюли и варить 30-40 минут. Готовый рулет вынуть вместе с решеткой, освободить от марли и нарезать.

Психология (3-5 лет)

Бесконфликтная дисциплина

"Разве такая бывает?" - спросят многие взрослые, не раз сталкивавшиеся с "неповиновением" своих детей, их попытками нарушать установленный порядок, пренебрегать какими-то правилами. Бывает. Более того, дети, особенно в описываемом нами возрасте и раньше, очень нуждаются в установлении границ дозволенного, правил поведения со стороны взрослых. Вспомните: полуторагодовалый малыш за книжкой идет именно к книжной полке, а не к холодильнику, а увидев не на месте мамин телефон - приносит его ей, как бы говоря "а то потеряешь!". Трехлетка не даст вам перепутать ни одного слова в знакомой книжке, а пятилетний, одеваясь, согласится сидеть только на своем собственном стульчике в прихожей, и ни на каком больше. Эти проявления консерватизма показывают, что не имея четких правил и границ, ребенок начинает чувствовать себя неуверенно, он даже может предположить, что стал почему-то неинтересен, безразличен взрослым, воспитывающим его. А "восстания" чаще случаются как раз не против самого порядке, а против неестественных, насильственных, грубых попыток его ввести - со стороны взрослых.

Итак, какие же правила надо учитывать, чтобы наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину?

  1. Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни ребенка. Их отсутствие формирует попустительский стиль воспитания, в результате которого со временем взрослым приходится идти на поводу у ребенка.
  2. Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Иначе взрослым легко "скатиться" к авторитарному стилю воспитания, который не сказывается положительно на семейной атмосфере.

Чтобы найти золотую середину между крайними и неэффективными стилями воспитания, проделайте следующее упражнение. Разделите лист бумаги на четыре вертикальные колонки, каждая из них будет представлять собой зону определенного поведения ребенка. Назовем их - зеленая, желтая, оранжевая и красная.

В первую колонку (зеленая зона) запишите все то, что ребенок может делать по собственному усмотрению или желанию, без контроля со стороны взрослых. Во вторую (желтая зона) пусть попадут действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода - то есть он может действовать самостоятельно, но в пределах определенных границ. (Может выбрать одежду из двух-трех предметов - но одеться должен обязательно. Может выбрать еду - из двух блюд, имеющихся к ужину.)

В третью колонку (оранжевая зона) запишите те действия ребенка, которые обычно не приветствуются, но могут быть разрешены в виду особых обстоятельств. (Родители малыша были в командировке, возвращаются поздно вечером, но ему разрешено их дождаться.)

В четвертой колонке (красная зона) поместите категорические запреты - то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Сюда попадут ограничения, касающиеся безопасности ребенка и других людей, с которыми он контактирует (нельзя обижать младшего брата, бить маму и т.п.).

В следующий раз мы обсудим этот список и продолжим разговор о дисциплине.

К Новому году (5-8 лет)

Шляпа-календарь

Эта эффектная поделка потребует определенных умений от ребенка и обязательного участия взрослого - некоторые операции сложновато будет выполнить даже школьнику. Но результат стоит того!

Вам понадобится:

  • лист картона размером не менее 30х30 см для донышка и полей шляпы;
  • полоска плотной бумаги 6-7 см шириной для тульи;
  • циркуль, простой карандаш, линейка, ножницы, скальпель, степплер;
  • клей ПВА;
  • 12 сюжетов для страниц календаря;
  • распечатки на каждый месяц;
  • цветная бумага, серпантин, декоративные ленты для украшения.

1. Сначала определимся с размером шляпы. На имеющемся куске картона начертим максимально возможную окружность, а затем, из того же центра, еще одну, отступив 7-8 см от первой (это будет ширина полей). Аккуратно разрежем картон по линиям - должно получиться ровное круглое донышко и такое же ровное кольцо - поля шляпы.

На этом же этапе (чтобы ребенку был понятнее процесс) сделаем заготовку для тульи. На полоске бумаги проведем две линии, отступив по 1 см от каждого края, согнем по ним бумагу (один край вовнутрь, другой - наружу) и надрежем каждый край так, чтобы получились закрепки шириной 1-1,5 см. Возможно, вам надо будет расчертить их, чтобы малышу легче было вырезать.

Продемонстрируйте ребенку (пока ничего не приклеивая), как тулья будет соединять донышко и поля.

2. Теперь определимся с сюжетом для страниц календаря. Здесь только два обязательных условия: изображения должны вписываться в круг (донышко шляпы) и быть близкими по тематике или стилю. Это могут быть:

  • репродукции картин из старых журналов;
  • любые фотосюжеты из старых календарей;
  • семейные фотографии, распечатанные нужного размера;
  • рисунки ребенка (сделанные раньше или специально для этого случая);
  • а также любые другие варианты, которые придут вам в голову.

Это самая интересная и творческая часть работы. Распределите отобранные сюжеты по месяцам, обсудив, почему, по мнению ребенка, данная картинка лучше всего подходит именно к этому месяцу года. Используя картонное донышко как трафарет, вырежьте круглые картинки-заготовки для каждого месяца.

Попросите родителей ребенка распечатать на отдельном листочке календарь на каждый из 12 месяцев наступающего 2008 года (это позволяют сделать некоторые компьютерные программы).

О сборке шляпы-календаря - в следующем выпуске "Няниной копилки".

Использованы материалы книг О.Афанасьевой "Детское питание" издательства "Эксмо" и Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", журнала "Наш малыш", сайта "Наш ребенок".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных