Работа няней >> Нянина копилка

300 слов к двум годам, четыре аппликации и три "колясочные" игры

Содержание:

Нет, мы не гонимся за результатами. Наш подопечный развивается в своем темпе, в благоприятной атмосфере принятия. Но некоторые ориентиры стоит иметь в виду - это знают все педагоги и психологи, работающие с детьми. Итак, сегодня ориентируемся в сроках развития речи; играх, которые помогут без капризов доставить малыша в коляске домой; а также способах наклеивания осенних листьев на бумагу.

Играем на улице (9-18 месяцев)

Около коляски

Ваш подопечный все меньше спит в коляске, а гулять пешком ему еще трудновато? Вот игры, которые помогут скоротать время на прогулке практически в любую погоду - разве что за исключением проливного дождя.

Веселый язычок. Это самые простые движения артикуляционной гимнастики - вы делаете их губами и языком, параллельно рассказывая малышу сказку. "Утром проснулся язычок (высовываете язык), потянулся (тянете вперед) и выглянул в окошко (высовываете). Посмотрел на небо (тянете вверх) - не идет ли дождик, посмотрел на дорожку (тянете к подбородку) - высохли ли лужи, посмотрел направо, налево (высовываете в разные стороны) - и начал убирать свой домик". Текст может быть любым, движения - тоже. Через какое-то время малыш начнет подражать вам, высовывая свой язычок, - а это очень полезно для тренировки будущей речи!

Все под рукой. Если в вашей прогулочной коляске есть подобие столика, а ребенок уже не тянет в рот все подряд, можно выкладывать на этот столик всякие "дары природы", с которыми малыш может повозиться по дороге и которые не жалко потерять. Это может быть немного снега или слепленных вами снежков, опавшие листья, каштаны или желуди, палочки, весной и летом - листья и цветы. Несколько минут внимания крохи такие вещи точно займут, а малыш тем временем потренируется сосредотачиваться.

Паровоз. Везем коляску разными способами: вперед-назад, то быстро, то медленно, раскачивая из стороны в сторону, выписывая колесами различные кривые. Делаем это под какое-нибудь подходящее стихотворение или песенку, например:

Едет-едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.

Можно взять за правило, например, возвращаясь с прогулки, читать или петь что-то вслух - дорога покажется короче, а малыш постепенно научится добавлять слова, специально пропущенные вами в знакомом стихотворении.

Воспитание (1,5-3 года)

Вот они, слова!

К 1 году 6 месяцам при соответствующем воспитании и контакте со взрослым ребенок уже знает названия многих предметов и часто выполняемых действий, начинает понимать сложные фразы и вопросительное обращение: "Кто? Что? Где?" В этом возрасте можно уже не только называть предметы и явления, с которыми сталкивается ребенок (чем чаще, тем лучше), но и употреблять новые, неизвестные малышу слова в разговоре с ним.

Вместе с пониманием речи развивается и активная речь. Подражая, ребенок, как эхо, повторяет за старшими много слов. Легкие слова он произносит полностью, в трудных - первые или последние слоги (тул - стул, па - упал и т.д.).

Кроме развития понимания речи окружающих и активной речи самого ребенка, во втором полугодии второго года жизни необходимо стимулировать и укреплять обращение малыша к взрослому с помощью слов по различным поводам. Для этого взрослому надо самому пользоваться каждым удобным моментом и обращаться к ребенку с вопросами. Так, например, во время наблюдения из окна можно говорить: "Кто идет? - Дядя". "Что это? - Трамвай".

А еще это возраст рассматривания сюжетных картинок. Красочная, интересная по содержанию картинка привлекает внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться. Узнавая знакомые ему предметы, малыш показывает на них пальцем. Овладевая речью, он называет то, что видит на рисунке.

Хорошо, когда взрослый описывает ребенку картинку, называя предметы и действия, а сам ребенок в это время указательным пальцем дотрагивается до изображений. Это делает восприятие более полным и способствует закреплению у малыша новых слов. К двум годам ребенок способен назвать все знакомые ему предметы и действия, изображенные на картинке.

Каким же будет результат при правильных и систематических занятиях по развитию речи? К 2 годам словарный запас ребенка может достичь примерно 300 слов, хорошо, если в его речи появятся трехчленные предложения, а звукоподражательные и лепетные слова исчезнут, то есть речь малыша будет постепенно приближаться к речи взрослого.

Играем дома (3-5 лет)

Из листьев

Вы с вашим воспитанником наверняка заготовили самых разных осенних листьев - высушили между листами бумаги под прессом, и теперь имеете прекрасный материал для аппликации и конструирования. Если же такого запаса у вас нет - еще есть время его сделать. Также для работы вам понадобится клей (лучше ПВА), кисточка, простой карандаш, цветные восковые мелки и листы плотной бумаги или картона.

Мы расскажем о некоторых вариантах аппликации из листьев разной фактуры, размера и цвета, а дальше пусть работает фантазия - ваша и малыша.

На что похоже. Этот способ - фантазийный, поэтому не для всех детишек младше 4 лет он подойдет. Вы выбираете любой лист из вашей коллекции и пытаетесь представить вместе с ребенком, кем бы или чем бы он мог стать. Птичкой? Рыбкой? Кувшином? Или чьим-то хвостом? Остальные детали композиции добираете из подходящих листьев или дорисовываете.

Конструируем. Это противоположный способ - вы сначала решаете, кого или что будете конструировать из листьев, а потом подбираете подходящий материал. Лучше всего удаются звери и птицы, с последними даже проще. После того, как все детали подобраны, можно наметить их контуры карандашом и лишь затем приклеивать. Важно: смазывать клеем удобнее бумагу, а не лист, он слишком хрупкий.

Орнамент. Если взять бумагу формата А3 и больше, и если в вашем распоряжении есть 8-10 листьев каждого вида, можно поупражняться в составлении орнаментов, то есть рисунков из повторяющихся элементов. Они могут быть линейными: лист березы - лист ветлы - лист дуба, а могут быть вписаны в круг, квадрат и т.п. Помимо того, что работа получается очень красивая, малыш тренируется в выстраивании последовательностей, а это хорошая подготовка к школе. Все элементы орнамента сначала выкладываются на листе и только потом наклеиваются.

Мозаика. Можно делать аппликации не из целых листьев, а использовать их в качестве своеобразной "цветной бумаги" и рвать на кусочки, а из кусочков собирать мозаичное полотно. Здесь понадобится предварительный эскиз. Начать лучше с простой картины, на которой есть небо, земля (или море), между ними линия горизонта, а центре какой-то один простой предмет - дом, дерево, лодка и т.п. Решите, в каком тоне будет выдержано каждое "поле", приготовьте кусочки листьев примерно одного цвета и начинайте заполнять пространство. Здесь клеить можно сразу, иначе малыш скоро устанет. Да и вообще эту работу можно разложить на несколько "заходов" - она довольно трудоемкая.

Использованы материалы книги "День за днем говорим и растем" О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы издательства "ТЦ Сфера", журнала "Наш малыш".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных