Работа няней >> Нянина копилка

Домик из колбасок, "классики" на песке и разговор без слов

Содержание:

Человечество изобрело и продолжает успешно изобретать все новые приспособления, облегчающие уход за ребенком. У нынешних детей неизмеримо больше материалов для творчества и разностороннего развития, чем было у их родителей и бабушек-дедушек. Но все равно главными в деле воспитания остаются не вещи, а люди. Просто говорить с ребенком важнее, чем включать ему те или иные записи. Без простой еды пищевые привычки малыша могут сформироваться неверно. Просто палочка, подобранная на улице, просто пластилин, просто бумага и карандаш плюс незамысловатые занятия со знающим человеком - и ваш ребенок не будет скучать, а развиваться станет куда быстрее сверстников.

Воспитание (3-9 месяцев)

Ваш маленький собеседник

Развитие речи ребенка - одна из задач няни, которая проводит с ним много времени. Даже если кажется, что кроха мало что пока понимает и нескоро еще заговорит. Вот приемы, с помощью которых можно развить эмоциональную сферу младенца и реально приблизить время настоящей речи.

Поддерживайте "разговор". Обязательно отвечайте тем звукам, которые издает малыш. Это правило действительно в любом возрасте, а в 3-6 месяцев, когда ваш подопечный подолгу и с удовольствием гулит, издавая протяжные звуки, следовать ему - одно удовольствие! Установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если же она окажется сложной для воспроизведения, можно удивиться в ответ: "Правда? Неужели? Что ты говоришь!".

Называйте желания ребенка. У малышей первого полугодия жизни уже есть звуки, которыми они выражают свои желания, порой даже требования. Собираясь уснуть, прося есть, заявляя о дискомфорте (грязный, мокрый), желая рассмотреть или получить в руки какой-то предмет, ваш воспитанник делает это определенным образом. Если вам кажется, что вы угадали желание малыша, назовите его: "Таня хочет на ручки... Сейчас няня положит пеленку и возьмет Танечку. Иди ко мне, моя хорошая..." Так малыш большую часть времени находится в контакте со взрослым и одновременно расширяет свой пассивный словарный запас.

Называйте предметы и действия. Примерно с 2-3 месяцев малыши обожают совершать экскурсии по дому на руках у взрослого, подолгу разглядывают предметы обстановки. Когда ребенок смотрит на предмет, назовите его, скажите о нем несколько слов. Это поможет малышу запомнить новое слово и научиться понимать его значение. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляете вы или ребенок, например: "Дима кушает кашку! Ам! Вкусная кашка!".

И еще несколько коротких советов.

Разговаривайте с ребенком медленно и очень эмоционально.

Говорите с малышом пока только о том, что происходит "здесь и теперь".

Говорите достаточно громко, следите за правильностью своего произношения.

Не перегружайте свою речь сложными словами и фразами.

Домоводство (9-18 месяцев)

Ну еще кусочек!

Опытные няни знают, что один из способов заинтересовать малыша "взрослой" едой - это предложить ему не кашу или пюре, а кусочки пищи. В этом случае "работает" не только желание малыша подражать взрослым (есть за столом, из тарелки и т.п.), но и новый навык, развитием которого ребенок готов заниматься постоянно. Речь идет о так называемом "пинцетном захвате" - примерно с 9 месяцев кроха научается брать мелкие предметы не горстью, а двумя пальцами, большим и указательным. Кусочки хороши еще и тем, что, будучи жесткими, позволяют "почесать" десны: ведь конец первого - начало второго года жизни - это время активного прорезывания зубов. Кусочки более мягкой пищи учат малыша откусывать, разминать еду во рту, смачивая слюной, не давиться. Это очень важный навык, время формирования которого тоже наступает примерно после 9 месяцев. Причем если по-прежнему кормить малыша только протертой пищей, с его освоением можно и опоздать.

Итак, что можно предложить ребенку в виде кусочков?

Свежее яблоко, морковь, огурец, грушу, сливу, банан. Если малыш еще не умеет выплевывать жесткую кожицу, очистите ее.

Вареную морковь, цветную капусту, стручковую фасоль без волокон, макаронные изделия удобной для захватывания формы.

Курагу, чернослив без косточки.

Специальное детское печенье, хлебцы из "воздушного" риса, сухой тост без корочки, сушку, сухарик.

Мягкий несоленый сыр.

Кусочки еды лучше всего разложить прямо на детском столике - тарелку малыш непременно перевернет, превратив в объект для исследования. Будет всячески исследована (размята, размазана, брошена на пол) и та пища, которую вы предлагаете малышу. Все дети ведут себя по-разному, но считается, что без подобного опыта знакомство ребенка с пищей взрослых будет неполным. Перед подобной "трапезой" можно раздеть малыша, чтобы легче было потом отмыть его, или на непарадную одежду повязать большой передник.

Играем на улице (1,5-3 года)

Палочка-выручалочка

Утоптанная песчаная поверхность детской площадки - прекрасное поле для рисования палочками. И за ними далеко ходить не нужно - вокруг полно самых разных, толстых и тоненьких, прочных и легко ломающихся. Что же можно рисовать у себя под ногами?

  1. То же самое, что вы рисуете дома на бумаге, - солнышко и цветы, машины и поезда, корабли и самолеты, человечка и собачку. Только нарисованное на земле должно быть крупнее и без мелких деталей.
  2. Если вы занимаетесь ранним развитием ребенка, можно изображать геометрические фигуры разного размера, писать буквы, цифры.
  3. С ребенком после 2-2,5 лет можно рисунки на песке использовать для игры. Вот некоторые варианты.

Рисуем дорогу, по которой поедут игрушечные машинки; или комнату, в которой на нарисованных кроватках будут спать игрушки; или плиту, на которой будет вариться обед, и стол, где расставим игрушечную посудку для трапезы.

Рисуем что угодно по очереди с малышом. Вы нарисовали и говорите ему: "Угадай, что я нарисовала?". Помогаете, подсказываете, хвалите - и угадываете, что нарисовал он. Да, вам-то придется потруднее!

Рисуем поля для подвижных игр. Например, сетку, как для "классиков", но внутри клеток - простые предметы, знакомые малышу. По вашей просьбе он должен перепрыгнуть (перейти) на клетку с заданным предметом. Или можно рисовать "домики" (круги, квадраты), в которые можно спрятаться, если играешь в "догонялки".

Играем дома (3-5 лет)

Колбасный домик

Еще один элемент, который дети учатся вылепливать из пластилина одним из первых - колбаски. Чтобы получить колбаску, нужно катать ладошкой кусочек пластилина на доске вперед-назад. Колбаски, или пластилиновые палочки, в дальнейшем станут частями различных образов - животных, человечков, машин. А что можно слепить из них сразу, только научившись катать более-менее ровные "бревнышки"? Ответ прост: то, что строят из бревен или палок. Например, из палочек примерно одной длины и толщины можно сложить колодец и даже приделать к нему ворот - если, конечно, малыш наяву или в книжках видел, что это такое. Точно так же можно сложить избушку, а крышу сделать из двух плоских листов пластилина. Если не мельчить и не жалеть пластилина, то с няниной помощью можно вылепить и окошки, и трубу на крыше, и дверь с крылечком. А рядом поставить забор - те же колбаски, или столбики, соединенные более тонкой и длинной палочкой.

Перед тем как лепить все это в объеме, можно потренироваться на плоскости: те же палочки, прижатые к листу картона, станут основными элементами "лепной аппликации". К уже упоминавшимся сюжетам на плоскости можно добавить елочку (или другое дерево с торчащими ветками), скамейку, стол... Кстати, работа с одними и теми же объектами на плоскости и в объеме - отличное упражнение, развивающее пространственные представления ребенка.

На бумаге (5-8 лет)

Точка, точка... Получилось!

В рабочих тетрадях, различных пособиях для подготовки к школе, да и просто в детских журналах часто можно встретить задания типа: соединить точки, чтобы получилась картинка. Иногда точки пронумерованы, и соединять их линией надо в правильной последовательности, иногда - просто подряд. Такие задания очень нужны современным малышам, рука которых, как правило, к 6-7 годам бывает не готова к школьным нагрузкам. А в этих заданиях еще и внимание тренируется, усидчивость, и координация "рука-глаз" отрабатывается.

Подобную игру для ребенка можно сделать и самостоятельно. Найдите подходящие рисунки-контуры - удобно, если их можно обвести, не отрывая карандаша от бумаги. Переведите их на кальку, наметьте точки, которые малышу предстоит соединять, - они должны быть в "ключевых" местах, где линии меняют направление. Теперь с помощью копировальной бумаги переведите точки с кальки на обычный лист, сделайте два экземпляра. По одному проверьте себя - те ли точки вы нашли, получится ли изображением похожим, когда малыш их соединит. Если все в порядке, вторую копию предложите ребенку.

Использованы материалы книг У. и М. Серз "Ваш ребенок", О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем" издательства "ТЦ Сфера", сайта "Наш ребенок", журнала "Наш малыш".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных