Работа няней >> Нянина копилка

Прикармливаем за общим столом, составляем календарный план и лепим вареники

Содержание:

Первая в новом году "Нянина копилка" помогает няне продолжить дела, начатые в году прошедшем. Мы изготовили сезонный календарь - теперь самое время познакомиться с неделями и месяцами. Выяснили, чем прикорм грудничка отличается от прикорма искусственника - пора применить знания на практике. И пополнить коллекцию кулинарных рецептов для малышей постарше.

Здоровье (9 месяцев - 1,5 года)

Прикорм для грудничка: первый этап

Итак, если вы - няня малыша, находящегося на грудном вскармливании, и вместе с мамой считаете, что способ введения прикорма, рекомендованный для детей-искусственников, вашему подопечному не подходит, вам предстоит действовать следующим образом.

В течение первых месяцев введения прикорма (а начинать его вводить стоит, если кроха проявляет устойчивый интерес к содержимому маминой тарелки) ребенок должен попробовать в микродозах большинство блюд маминого (семейного) рациона. Животик ребенка знакомится в это время с тем, что он будет есть впоследствии.

Как это делается? Мама (няня) сидит за столом боком к нему, на дальней от стола коленке помещается ребенок. На столе - только еда для конкретной трапезы и только та, которую вы готовы дать попробовать. При наличии активных просьб малышу предлагается крошечная порция - буквально размером с горошинку, и не больше пяти таких маленьких порций за один прием пищи. Из супа вылавливаем кусочек моркови; даем облизать побывавшую в супе ложку малыша. Каплю пюре намазываем на ложку и вручаем ее ребенку. Крошки, кусочки, в том числе и твердые (очищенные овощи, корочки, яблоки) выкладываем на стол или тарелочку перед малышом. Жидкость наливаем в чашку в объеме одного-двух глотков. Помогаем ребенку, при необходимости вытираем руки и лицо, но кушает и пользуется столовыми приборами он сам! Мы только контролируем его поведения, давая понять, как можно вести себя за столом, а как - нет.

Примерная схема. Оптимальный ритм введения прикорма: в один день - один новый продукт. Детям, склонным к аллергии, разрешаем пробовать несколько крошек какого-нибудь одного нового продукта не чаще, чем раз в два-три дня. Если новая еда хорошо усвоилась, можно отныне давать ее малышу в том же символическом количестве - при условии, что он будет ее просить! Если кроха потерял интерес к еде или появились нежелательные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта - останавливаемся с прикормом и ждем, пока все придет в норму. Обязательно отмечаем, какие продукты спровоцировали нехорошую реакцию, и не даем их малышу некоторое время.

После того как ребенок перепробовал все блюда маминого рациона в микродозах, он продолжает тренировать навыки правильного пищевого поведения. Что это значит? Малыш учится тщательно пережевывать и проглатывать пищу; тренируется доносить ложку до рта, обучается пить из чашки; совершенствует навыки захватывания продуктов руками; учится откусывать небольшие по размеру кусочки. В это время объем уже попробованных продуктов может составить 1-2 чайные ложки в один прием пищи. Со всеми новыми продуктами необходимо проделать всю подготовительную работу: попробовать в микродозах, и лишь по истечении недели, если все в порядке, довести объем съедаемого до тех же 1-2 чайных ложек. Напомним: только при устойчивом интересе малыша к еде! О том, как его сохранять, мы расскажем в следующий раз.

Домоводство (1,5-3 года)

Я вареники леплю…

За последние годы мы так привыкли к обилию в продаже замороженных полуфабрикатов, что редко решаемся на такое произведение искусства, как пельмени или вареники. Но маленьким детям предлагать вареники из коробки как-то рука не поднимается… А не налепить ли нам своих, по домашнему рецепту? И малыш будет при деле - если не фигурный вареник, то уж "бантик" или "ушко" без начинки у него точно получится!

Для вареников из заварного теста (примерно на 40 шт.) вам понадобится: 1 стакан воды, щепотка соли, 1 ст.л. сливочного масла, 1 ст. муки, 1 яйцо. Вскипятите воду с солью и маслом, добавьте муку и энергично перемешайте, чтобы не образовалось комков. Отставьте заварившееся тесто с огня на 10 минут. После этого добавьте яйцо, вымесите, добавьте стакан муки и снова вымесите. Если начинку вы приготовили заранее, можно лепить вареники. Они получаются нежнее обычных. Можно их и заморозить впрок.

Для начинки: творог, сахарный песок, яйцо взбить; картофельное пюре с жареным луком; вишня.

Занятия (3-5 лет)

Все врут календари?

Продолжаем обучать малышей ориентироваться во времени. После часов самая увлекательная вещь, позволяющая это сделать, - календарь. В доме вашего воспитанника их наверняка несколько, но не любой подойдет для занятий с малышом. Вот какие пособия предлагает использовать Лена Данилова, специалист по раннему развитию детей, для лучшего усвоения понятий "год", "месяц", "неделя", "сегодня", "завтра", "вчера", а также названий дней недели.

Весь год - на одной странице. Чтобы изготовить такой календарь, проще всего найти календарь-книжку, где на каждом развороте - большая картинка сверху и один месяц снизу. Разделите такую книжку на листы (картинки вам не понадобятся) и склейте их, как на карманном календарике - в четыре ряда по три месяца в каждом.

Как выбрать "правильный" календарь для такой работы?

Листы с цифрами должны быть однотонными, без рисунка.

Цифры должны быть крупными; хорошо, если каждая расположена в отдельном квадратике, в котором еще остается свободное место (оно может вам пригодиться).

Дни недели должны быть написаны по-русски, целыми словами.

Как можно заниматься с помощью такого календаря?

  1. Начиная или заканчивая день, найдите его на календаре. Выясните, какой сейчас идет месяц, какой сегодня день недели и число. Наступивший (прошедший) день можно обвести или закрасить прямо на календаре; нарисовать в квадратике крошечный рисунок, который отражал бы события дня - катались с горки, были в музее, начали читать новую книжку…
  2. Отмечая дни, пользуйтесь также понятиями "сегодня", "вчера", "завтра". Задавайте малышу вопросы, чтобы закрепить использование этих слов. Через некоторое время расскажите, что такое позавчера и послезавтра.
  3. Рисуя в клеточках, удобно планировать предстоящие события. Например, в начале месяца обозначьте день рождения кого-то из семьи (если он будет иметь место), дни ваших походов на занятия изостудии или в бассейн.
  4. В конце недели (а потом и месяца) обратите внимание ребенка, что этот отрезок времени закончился. Можно сосчитать количество дней (в неделе оно будет постоянное, а в месяце - нет); можно поговорить о том, что интересного произошло за эту неделю (или чем прошедший месяц отличается от остальных в году).

"Активный календарь". Это сетка-календарь сразу на весь год. Чтобы изготовить его, надо расчертить горизонтально расположенный лист ватмана на 32 столбца и 13 строк. Самый левый столбец сделайте пошире и напишите в нем, начиная со второй строки, названия месяцев. В верхней строчке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.

Постепенно заполняйте календарь - рисуйте в клеточках картинки, обозначающие предстоящие и произошедшие события; наклеивайте фотографии членов семьи в клетки, соответствующие дням их рождения; помечайте праздники. Обращайте внимание ребенка на количество дней в том или ином месяце.

Использованы материалы сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей", сайта "Наш ребенок".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных