Работа няней >> Нянина копилка

Кормим птиц, рисуем круги и готовим запеканку

Содержание:

Когда заботишься о маленьком ребенке, редко задумываешься о том, что тем самым одновременно и незаметно проявляешь заботу о ком-то еще. Но это так. Его будущие воспитатели и учителя получают образованного человека, будущие няни и повара в детском саду - примерного едока. Близкие малыша (и вы сами) перестают нуждаться в изматывающих подгоняниях и напоминаниях благодаря примененным вами внешним средствам. И даже синицы в соседнем парке чувствуют вашу заботу...

Играем на улице (9 месяцев - 1,5 года)

О птичках

Говорят, в наших широтах зимой из 10 синиц выживает лишь одна. Это в лесах, наверное, - ведь в городских парках птицам подкормка всегда обеспечена. И одни из главных кормильцев - дети, едва начинающие ходить, и сопровождающие их взрослые.

Деятельные, подвижные птицы любых видов и размеров - прекрасная отвлекалочка, развлекалочка и познавалочка для малышей в колясках и без. Это уже известные крохе слова, обозначающие действия и предметы (ходит, прыгает, кушает, хлеб, крошки) - и новые, которые непременно послужат развитию речи, ведь они произносятся неоднократно и в эмоционально насыщенной ситуации! Клюет, летает, отнимает, чирикает, воркует, каркает, семечки, пшено, клюв, крылья, перышки, да еще цвета всего этого…

Начать можно прямо у дома, где, подкармливаемые бабушками, часто прогуливаются голуби. Городская жизнь сделала их всеядными, так что подойдут любые крошки хлеба. Внимание: если ребенку разрешается есть на прогулке, то корм для птиц должен быть таким, какой можно в случае необходимости предложить и малышу. Ласково приговаривать "гули-гули" или шумно гонять пернатых - зависит от темперамента и умений малыша.

Далее наш путь (никуда не денешься) часто проходит мимо мусорных ящиков. И здесь можно встретить более пугливых обитателей двора - ворон. Подманить их поближе не получится, зато малыш может наблюдать издалека, а вы - комментировать. Особенно интересны вороны, расправляющиеся с каким-нибудь крупным куском еды, или ранней весной собирающие палочки для строительства гнезда.

Ну, а в парке или ближайшей зеленой зоне можно покормить синиц, поползней (нежареные подсолнечные или тыквенные семечки, кусочки несоленого сала), воробьев (крошки, пшено), а если повезет - то и более редких птиц. Примерно в середине ноября и середине февраля через наши края пролетают свиристели и снегири, задерживаясь на несколько дней. В теплое время года зяблики будут выпрашивать корм прямо на дорожке парка, а вот дроздов и скворцов надо будет поискать среди листвы.

Зимой же вы можете повесить кормушку там, где обычно гуляете, и так, чтобы малыш мог сам в нее что-то положить, - и время от времени навещать птичек с новой порцией корма. Дети любят подобные ритуалы. Как показывает опыт, покупные кормушки обычно пустуют, а наибольшим спросом пользуются обычные пакеты из-под сока или пятилитровые бутылки от воды с вырезанным в стенке довольно большим летком. Не уставайте комментировать все действия синичек, описывайте их внешний вид, обстановку вокруг, погоду, со временем добавляя информации и усложняя ее.

Если же поблизости есть водоем, то ребенок познакомится еще и с утками, но это - до сильных морозов.

Играем дома (1,5-3 года)

Круглое великолепие

Все согласны с тем, что к 3 годам малыш должен познакомиться с основными геометрическими формами и телами. Понятно, что происходить это должно не "за партой", а в каких-то играх. Вот некоторые приемы для знакомства с кругом (большинство из них подойдут и для освоения других фигур).

  1. Печатаем. Пусть круглые в сечении предметы почаще оставляют где-то свой след. Мокрое донышко чашки или стакана - на салфетке. Срез свеклы или морковки - на разделочной доске. Тем же стаканом или чашкой можно вырезать кружочки из теста. Из половинки ровной картофелины получается замечательная печатка - ее можно обмакивать как в натуральный краситель (свекольный сок и т.п.), так и в гуашь, и сделать на листочке много-много отпечатков. Тем же самым удобно заниматься, сделав кружок из обычной губки для мытья посуды (только занятия лучше перенести в ванную). Освоив метод печатанья, можно что-то изобразить (снеговика, гусеницу) или "припечатать" к рисунку недостающие круглые детали (колеса к машине, основу для солнышка, цветка).
  2. Обводим. Для того чтобы хорошо усвоиться, понятие должно пройти не только через глаза, но и через руки малыша. Поэтому пусть сотрет, обводя пальчиком, с магнитной доски нарисованный вами кружок. Или обведет круги, сделанные на подносе, посыпанном манкой. Очертит круглую основу для какой-нибудь игры-вкладыша. Дети постарше могут обводить выступающий круг-трафарет (в идеале тоже вкладыш с выступом-держалочкой) - пальчиком, смазанным краской; мелком; фломастером. Получившиеся нарисованные круги можно превратить во что-то по желанию малыша: в рожицу, игрушку, а часто ребенок хочет сам "раскрасить" (читай: зарисовать, закалякать) кружок.
  3. Приклеиваем. Вырезать круг ребенку этого возраста еще трудновато, так что заготовьте круги самого разного размера, цвета и, главное, фактуры - мы продолжаем осязать эту форму. Бархатная бумага, калька, гофрированная бумага, картон, ткань, даже фольга - все пойдет в дело. Если малыш умеет уже пользоваться клеящим карандашом или намазывать детали кисточкой с клеем - пусть действует почти самостоятельно. Можно обойтись без сюжета и лепить кружочки куда попало - получится неповторимый коллаж (который потом дети часто хотят еще и раскрасить). Можно заготовить какой-то рисунок с местами для вырезанных кружков и стараться клеить их строго по месту - но это скорее по силам трехлетним детям.

Не забывайте подписывать, вывешивать на обозрение домашних и затем сохранять в полиэтиленовых файлах получившиеся работы. Тогда "закрепление пройденного" доставит ребенку одно удовольствие!

Домоводство (3-5 лет)

Пудинг, сэр!

Запеканки, пудинги - один из "камней преткновения" для ребенка в меню детского сада (школы, санатория и т.п.). Есть дети, которые подобные блюда на дух не переносят; другие же, наоборот, считают их чуть ли не самым вкусным из всей кормежки. Воспитатели и няни детских садов предполагают, что малышам, хорошо относящимся к запеканкам, их просто довольно часто готовили дома. Вот и вы попробуйте - особенно если малыш, сейчас находящийся на вашем попечении, все-таки пойдет со временем в садик.

Творожная запеканка. Вариант 1 - готовим в микроволновке. 2 яйца сбить с 3 ст. л. сахарного песка, добавить 3 ст. л. манной крупы, 500 г диетического творога и все хорошо вымешать. По вкусу положить изюм (или мелко нарезанные другие сухофрукты), цедру лимона, ванильный сахар. Выпекать 5 минут при мощности 900 Вт с закрытой крышкой и еще 5 минут - с открытой крышкой при более низкой мощности, можно с грилем.

Вариант 2 - выпекаем в духовке. Компоненты те же. Важно использовать непригорающую форму. Верх запеканки смазать сметаной для получения румяной корочки.

Пудинг. Приготовить пудинговую смесь: смешать 1 стакан 10% сметаны, 1 стакан 10% сливок, 2 ст. л. сахарного песка, 1 яйцо и 2 ст. л. манной крупы. Свежие фрукты, порезанные кусочками, или ягоды (можно размороженные) залить пудинговой смесью и запечь в духовке.

Кстати, для тех домоправительниц, которые позволяют малышам участвовать в процессе приготовления пищи: дети этого возраста и даже младше прекрасно размешивают ингредиенты, отмеривают ложками песок и манку, разбивают яйца. Так что к школе научатся готовить себе эти блюда самостоятельно!

Психология (5-8 лет)

Внешние средства и дружелюбный тон

Ребенок этого возраста - уже не беспомощный младенец, многое умеет делать самостоятельно, многое ему по силам. В том случае, конечно, если родители и няня, которая много времени проводит с ребенком, помнят о зонах ближайшего развития (/firsthand/article.aspx?id=341) - помогают, когда малыш об этом просит, и предоставляют ему достаточно самостоятельности в тех делах, которые ему по силам.

Но, согласитесь, почти с каждым дошкольником и уж точно с каждым школьником случаются ситуации, когда он может, но не делает. Вроде бы умеет самостоятельно одеваться - но сидит, мечтает и без понуканий может так сидеть еще долго. Вполне в состоянии сам сделать простенькое домашнее задание - но вместо этого занят играми. Почему так происходит? Иногда ребенку, который действительно освоил все детали процесса (скажем, одевания), бывает просто трудно организовать себя, до этого он еще не до рос. Иногда он может нуждаться в некоей моральной поддержке. В случае с домашним заданием она может выражаться в том, что вы сядете рядом и займетесь каждый своим делом: малыш - уроками, воспитатель - какой-нибудь несложной ручной работой (починка детских вещей, изготовление развивающих пособий и т.п.), от которой можно легко оторваться и подбодрить ребенка, ответить на какой-то вопрос, оценить какую-то часть сделанной им работы.

Итак, два решения проблемы "может, но не делает" мы обозначили. Первое обычно называют "внешними средствами" - не воспитатель или родитель занудно напоминает ребенку, что и в каком порядке делать, а этот порядок нарисован в виде картинок и (для читающих детей) надписей к ним. Этой "шпаргалкой" малыш пользуется сам - конечно, после того, как его научили это делать. Так, в примере с одеванием будет уместна картинка, на которой последовательно изображены все предметы одежды, которые надо надеть, собираясь на улицу. Опыт психологов, применяющих метод "внешних средств", показывает, что он очень эффективен, такими средствами могут быть также любые записки, схемы, инструкции, списки дел и прочие письменные (рисованные) напоминания.

Второе решение - это правильно выбранный тон в процессе взаимодействия с ребенком. При выполнении совместных дел или помощи малышу плохо работают "руководящие указания", здесь важно дружелюбие, уважение к ребенку, позиция сотрудничества. Быть с малышом в совместных делах на равных - целое искусство. Часто это с трудом удается родителям, но зато хорошо получается у бабушек-дедушек или нянь-воспитателей.

Использованы материалы книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", сайта "Наш ребенок".


[Методические материалы]

Отправить свой рассказ



© 2002-2024, Бонна.ру
info@bonna.ru, Bonna.ru
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.
Политика обработки персональных данных